Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Загадка
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Загадка

Загадка, вид устного творчества: замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, задаётся с целью испытать сообразительность, развивает способность к поэтической выдумке.

З. требует диалога, наличия противостоящей стороны. Люди обычно состязаются в загадывании и отгадывании З. следующим образом: распределяются на две группы, или все загадывают, а один отгадывает, или один загадывает, а все отгадывают (в этом случае чаще всего группа детей отгадывает). З. выговаривается в быстром темпе, её следует и быстро отгадать — в этом суть игры. Если дети затрудняются в отгадывании З., они имеют право задавать вопросы: присутствует ли предмет, подразумеваемый в З., поблизости, в пределах видимости. Иногда задавший З. сам наводит на след отгадывания, например: вы его каждый день видите и т.д. Когда состязаются взрослые, подсказка строго запрещена. По числу заданных и отгаданных загадок устанавливают количество выигранных очков. Если З. никто не мог отгадать, то загадавший сам подсказывает отгадку. Этим он зарабатывает два очка. Загадывание З. начинается с самых простых, известных. Отгадывание их предоставляется детям. Игра в загадки — это тренировка на сообразительность и наблюдательность. Она продолжается до тех пор, пока не иссякнут все запасы З.

В фольклоре ханты для привлечения внимания загадывающий произносит: «Ма моньщуптем» — моя загадка, затем загадывается сама З. Любая народная З. состоит из двух элементов: текста самой загадки и разгадки. Народные З. ханты возникли в условиях отсутствия письменности и в течение веков являлись одним из средств сохранения духовного опыта народа, были способом передачи ценных, иногда жизненно необходимых советов и наставлений молодому поколению, а также средством развлечения. З. сохранили до наших дней многие ныне исчезнувшие из жизни реликты рыболовного и охотничьего быта, мировоззрение, языковые особенности, тонкие и ценные наблюдения над явлениями природы. Тематический состав З. определяется своеобразием истории, хозяйственно-бытового уклада, нравов, обычаев, природы края. Самыми многочисленными являются З. об орудиях труда, предметах домашнего обихода, предметах охоты, рыболовства. Хантыйские З. можно разделить на следующие тематические группы. Вселенная и явления природы, например, «Ишни ильпийн щел вух» — «Под окном серебряная монета висит» (сосулька). Растительный мир, например, «Юх тый сали-вули» — «Вершина дерева сверкает». Животный мир. Человек и его тело, например: «Хойми путыенн» — «Котелки с золой». Предметы материальной культуры.

Отличительной особенностью народных З. является краткость, лаконичность и образность. Обычно она содержит одно, два или более суждений и при устной передаче должна хорошо запоминаться. По своему грамматическому оформлению З. состоят из простых (односоставных и двусоставных предложений), реже — из сложных конструкций. Основным стилистическим средством З. является метафора, в основе которой лежит сопоставление двух явлений (предметов). З. о явлениях природы и окружающей действительности построены чаще всего на метафорах и сравнениях, связанных с образами человека, животных, предметов быта. Т.к. загадываемый предмет не называется, вместо него употребляется его метафорический эквивалент. Он создает художественную образность, придаёт З. поэтичность. Некоторые З. строятся на звуковом образе. Звукоповторами З. воспроизводит ритм движения или звука, связанного с умалчиваемым предметом. Часто предметы и явления неживого мира сопоставляются с живыми существами, в этом случае возникают олицетворения, которые, например, одухотворяют неживой мир, придают З. большую поэтичность, создают яркие образы и картины. При создании образов в З. используются числа. Магические числа в З. имеют значительные преувеличения, необходимые для заострения внимания.

Е. И. Ромбандеева, В. Н. Соловар.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Упоминается в статьях
Жанры мансийского фольклора