Археолого-этнографический комплекс Казымский (Юильский) острог расположен в нижнем течении р. Вон-Вошьюган левого притока р. Казым, вниз по течению р. Казым от современного п. Юильск. По признанию многих исследователей русского деревянного зодчества Сибири этот памятник является уникальным. Во-первых, потому что он сохранился (хотя и со значительными утратами) без чуждых наслоений, часто искажающих архитектурный объект до неузнаваемости. Во-вторых, потому что легко реконструируется благодаря частичной сохранности утраченных элементов. В-третьих, в реконструированном виде он может быть использован в качестве своеобразного аналога для воссоздания памятников крепостного деревянного зодчества, сохранившихся со значительными искажениями или полностью утраченных, но зафиксированных в подробных описаниях.
Первые упоминания о «хантском граде» Казыме встречаются в летописном первоисточнике XVI века и архивных документах XVII века. Например, о попытке покорения в марте 1582 года казымских городков Ермаком сообщает «Краткая сибирская летопись», а в государевой грамоте 1607 года направленной в Березов воеводе Петру Черкасскому есть упоминание о том, что «кунная самоядь приходит с нашим ясаком в Казым». Это значит, что уже в начале XVII века на Казыме существовал сборный ясачный пункт. О существовании острога на Казыме свидетельствуют источники XVIII века. Так, в 1748 году Березовская воеводская канцелярия доносила в высшие инстанции о количестве расквартированных казаков «у содержания острогов для охранения ясашных остяков от воровской самояди» и отмечала, в частности, что в Казымском остроге находятся четыре казака. Собственно этот документ и позволил историкам установить подлинность существования на Казыме не отвлеченного опорного пункта, а вполне конкретного – острога. Отдельные постройки - две башни, амбар и изба-казарма Юильского острога сохранялись до 1970-х гг. В 1969-1974 годах археологи и архитекторы Института истории и археологии СО РАН проводили обследование острога, после чего остатки этих сооружений были вывезены в Новосибирск. Тогда же, в начале 1970-х гг. на территории острога были зафиксированы сторожевые проезжие башни, дом воеводы, казармы и подсобные сооружения – бани, амбары и прочее. C 2005 года в рамках сотрудничества Центра охраны культурного наследия с Институтом археологии и этнографии СО РАН, ежегодно проводятся комплексные археолого-этнографические экспедиции в Белоярском районе в бассейне реки Казым. В частности, были проведены раскопки одного жилого сооружения, расположенного на периферии Юильского острога, взяты образцы дерева с сооружений и построек Юильского острога для проведения дендрохронологического анализа. В 2008 году Г.П. Ведмидь провел комплексные топографо-археологические изыскания на памятнике археологии Казымский (Юильский) острог, в ходе которых выяснилось, что исследуемый памятник представляет собой объект, состоящий, как минимум, из трех компонентов:
- укрепленный русский населённый пункт - городище Казымский острог; - древнее хантыйское (ненецкое) поселение - селище Юильский городок; - действующее на сегодняшний день особо почитаемое среди местного коренного населения ханты - святилище Вошн Аки.
Все это говорит о том, что памятник является ценным как с точки зрения исторической, научной, так и с позиции его дальнейшей популяризации и использования, в частности графических и натурных реконструкций с целью организации познавательного туризма.
|