Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Детская археология
Рубрикатор / Археологическое наследие/Археологические памятники

Детская археология

Детская, или как ее еще называют, педагогическая археология в нашей стране явление не новое. История детской археологии в России и ближнем зарубежье насчитывает уже столетие. Но самый мощный толчок к ее развитию дали, как не странно процессы упадка отечественной науки, пришедшиеся на развал Советского Союза, и повлекшие за собой сокращение, а часто и полное прекращение государственного финансирования археологических изысканий. Но политика-политикой, а раскопки дело подчас неотложное. Никакой политической ситуации не под силу отменить существования аварийных памятников, тем более, что энтузиасты от науки, готовые работать бесплатно всегда найдутся. Тем не менее, одних усилий, конечно же, недостаточно, любые раскопки должны быть обеспечены материально. И использование финансов, выделяемых на организацию летнего отдыха школьников, стало едва ли не единственным способом проведения полевых археологических работ в тот период.

Разумеется, те сложные времена давно миновали, и теперь проведение детских археологических экспедиций преследует совсем иные цели.
Педагогическая археология в настоящее время - это одно из самых эффективных направлений в историко-краеведческой работе со школьниками. Проведение подобных экспедиций приобщает детей к археологии, развивает в них интерес к истории, любовь к своему краю, экологичное мышление и социальную ответственность. И это совсем не удивительно, ведь археология – наука редкая, стоящая на стыке гуманитарных, естественных и точных наук, в этом заключается её своеобразие, и мощный стимул к расширению интереса школьников к получению новых знаний по различным учебным направлениям.

Как отмечают специалисты в области педагогики, сообщения в средствах массовой информации формируют у школьников представления об археологии как о приключениях в гробницах фараонов, кладах и поисках золота. Все это конечно очень увлекательно, но ни мало не отражает реальности. Между тем археология, как ни какая другая наука обладает огромным образовательным потенциалом, изучая не историю человека в узком смысле, а исследуя самые разнообразные области его эволюции, материальную и духовную культуру. Знакомясь с методологической базой археологической науки, ребёнок может увидеть, как из групп разнообразных вещей возникает информация о ремесле, духовной культуре и других аспектах жизни и быта древнего населения.

При этом, Л. А. Мезенцев указывает на то, что обращаясь два-три раза в неделю в свободное время к истории края, проведя хотя бы один месяц на раскопках археологического памятника, у школьников, как показывает практика, значительно повышается интерес к истории. И в первую очередь, что отрадно, он распространяется на историю родного края.

С 2003 года центром «Наследие» осуществляется конкурсная программа «Детская молодежно-подростковая палаточная историко-краеведческая экспедиция «Потомки».

В 2004 году экспедиция располагалась в Ханты-Мансийском районе. Ребята побывали на живописном берегу реки Обь, близ поселка Кирпичный. Именно там, в конце XVI века воеводой Иваном Мансуровым было основано первое русское поселение Югры – Обской городок. В 2005 году экспедиция проходила в Сургутском районе, а в 2006 году на археологическом комплексе в окрестностях д. Нялино в Ханты-Мансийском районе. В 2007-м и в 2008 году экспедиция проводилась в Белоярском районе ХМАО неподалеку от деревни Хуллоры, в местах, где расположено множество разновременных археологических памятников, поиском и изучением которых занимались ребята.

Деятельность экспедиции, как правило, состоит из досугово-развлекательного, спортивно-оздоровительного и научно-познавательного блоков. В досугово-развлекательный и спортивно-оздоровительный блоки входят мероприятия, запланированные педагогами-организаторами, инструкторами по спорту и туризму на смену, и утвержденные руководителем проекта. В рамках научно-познавательного и спортивно-оздоровительного блоков осуществляется деятельность следующих центров:

Экспериментальной археологии

Задачи центра - воссоздание атмосферы определенной исторической эпохи; пробуждение в ребёнке чувства сопричастности прошлому; воспитание уважения к жизни и быту предков, к природе;

Туризма и школы выживания

Задачи центра - освоение азов туризма, развитие умения органично существовать в природе, обучение основам выживания в тайге, проведение психологических тренингов;

Спорта

Во время экспедиции ребята проживают в двух – трехместных палатках, моются в палатке-бане, питаются, работают и отдыхают на свежем воздухе. Педагогический персонал имеет педагогическое образование, на должность инструктора по туризму приглашается профессиональный специалист с подтверждающими документами. За 1 месяц до начала экспедиции проводится «школа вожатых» с целью подготовки педагогов-организаторов. На должность консультанта по археологии приглашается специалист, имеющий ученую степень. Кроме того, в экспедиции обязательно присутствуют специалисты группы сопровождения воспитательно-оздоровительного процесса, инструктор по туризму, тренер-преподаватель по спорту, сотрудник охраны, повар, врач.
Источники
Историко-культурное наследие Югры
Страница источника
Персоны
Мансуров Иван
Мезенцев Л. А.
География
Белоярский р-н
Ханты-Мансийский район/Кирпичный п.
Ханты-Мансийский район/Нялино п.
Топографические ориентиры/Обь р.
Сургутский р-н
Ханты-Мансийский район
Белоярский р-н/Хуллоры д.
Предметный указатель
Центр охраны культурного наследия