Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Бронников Михаил Ефимович
Рубрикатор / Изобразительное искусство/Художники Югры

Бронников Михаил Ефимович

Дорогих сердцу людей вспоминаешь не только в дни юбилеев и памятных дат. Людей, которые дарили свою душу, умение, талант, помогали и поддерживали в трудную минуту, - помнишь всегда. В памяти остаются их слова, доброжелательность, понимание, все, что так необходимо в жизни. В 1984 г. в Доме творчества города Ханты-Мансийска (по-разному называлось это учреждение по улице Карла Маркса, дом 11, в том числе и Окружной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы, но главное не только название, а те функции, которые много лет выполняло это скромное учреждение: выявление талантливых людей в автономном округе, поддержка их творчества, обучение) происходил оживленный разговор о технике изготовления некоторых предметов декоративно-прикладного искусства. Не заметили, как вошел невысокий пожилой человек, но когда он заговорил, все успокоились и с большим интересом стали слушать.
«Вы знаете, как делают изразцы?..» И далее звучали слова уважения к мастерам-умельцам; без нравоучительных ноток, а с искренним желанием поделиться с нами своим восхищением, любовью к искусству, умением его создавать. Искусство – это и общение людей. Так началось знакомство и общение с художником Михаилом Ефимовичем Бронниковым. Родился Михаил Ефимович в 1928 году в Байкаловском (ныне Тобольском) районе Тюменской области. Школа, армия, учеба в богатом историей и традициями Пензенском художественном училище имени К.Савицкого в 1952-1957 годах.

По окончании училища М.Е.Бронников приехал по направлению в Ханты-Мансийск, работал преподавателем изобразительного искусства в национальном педагогическом училище. Он знал, что все его ученики вряд ли станут художниками, но «шрифты» будущие учителя и воспитатели делать умели, что очень помогло в их дальнейшей деятельности. Сам он создает свои первые самостоятельные живописные работы, свой творческий подход в работе над художественным произведением. Определяется жанрово-стилистическое предпочтение – тяготение к натуральному этюду без бурного развития сюжета.

Своеобразная традиция русского импрессионизма с типичной для нее внутренней опорой на этюдное видение. В пятидесятые годы эта традиция, подхваченная молодыми живописцами принимает социальное звучание. Причиной такого интереса к ней можно считать резкое отрицание произведений такого рода в сороковых – начале пятидесятых годов, когда много говорилось о подмене ценностей, приравнивании человека к природно-предметному окружению. Об этом времени можно сказать словами Брехта: «Что за времена, когда разговор о деревьях кажется преступлением?».

Картины-этюды «Первый снег» (1958), «У причала» (1959) могут служить своего рода прологом дальнейших художественных исканий М.Е. Бронникова. Их объединяет сдержанная цветовая гамма, удивительное ощущение холодности поздней осени. Колористический строй, тончайшие переходы полутонов при отсутствии дробных изобразительных деталей несут повышенную эмоциональную нагрузку. Обе эти работы посвящены городу Ханты-Мансийску.

В это время интересы художника не ограничены городским пейзажем, он создает ряд замечательных портретов. «Портрет жены», «Портрет матери», «Автопортрет» - в каждом из них стремление найти неповторимые индивидуальные черты. Красивые, но не приукрашенные лица людей, иногда чуть усталые, задумчивые. Художник использует контраст тонов, света и тени – это было увлекательно и интересно. Но именно в городском пейзаже уже тогда проявились наиболее ярко те основные черты живописи М.Е.Бронникова, которые будут узнаваемы и сохранятся в последующих произведениях: простые и ясные по форме, откровенно традиционные этюды, деликатно построенное цветотональное единство живописного образа, плотность и весомость мазка, безграничный лиризм с трогательной, щемящей душу ноткой грусти и теплоты.
Искусство Михаила Ефимовича одновременно обращено и к мысли, и к чувству. Художник старался побеседовать с людьми, увидевшими его картины, объяснить отдельные художественные приемы, технику живописи, как правильно «смотреть картину». Великолепно владея теорией искусства, молодой художник уже сформировал свой собственный «набор» индивидуальных черт и особенностей.

Камерность исполнения, индивидуально-интимная трактовка действительности выражены в работах начала шестидесятых годов: «Дворик» (1960), «Банное утро» (1961). Художник создает свои работы дома или в специальной поездке. А поездок было немало, особенно после встречи, знакомства, во время многолетней дружбы с Владимиром Александровичем Игошевым – известным художником, живущим в то время в Свердловске, а затем в Москве.

Сохранилось много фотографий, где запечатлены два друга-художника. В самых дальних уголках автономного округа они успешно работали над образами сибирской природы, портретами рыбаков, охотников. Интересно, что даже при работе над одним и тем же персонажем, с одной и той же натуры, они не копировали друг друга. Каждый видел по-своему, исходя из собственного опыта, из своего понимания и переживания жизни. С художником всегда его творческое самосознание, неповторимые творческие возможности. Поиск нового, стремление к совершенству снова позвали художника Бронникова в дорогу: в 1962-1964 гг. он работал в Тобольской художественной мастерской, общался с художниками О.П. Шрубом, Г.С. Бочановым и другими. Несмотря на суровость, приобретение эпических черт характерных для части произведений, созданных в эти годы, бронниковский стиль узнавался и в этих работах.

Таковы «Тайга у порога» (1962), триптих «Тайга тюменская» (1964) – «Просторы», «Лес», «Нефть». Наряду с ними - трогательно-лирическая работа «Серебристое утро» (1964). Серебристый снег, холодные серо-серебристые высокие деревья и нежные фигурки детей оживляют зимний пейзаж.

В последующие годы художник вновь в Ханты-Мансийске, работает в Доме творчества народов Севера. И здесь открывается еще одна грань творчества художника: он организовывает окружные выставки самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. Находит необыкновенных, талантливых людей, много с ними работает, проводит семинары. Бережно собирает предметы самобытного искусства народов ханты и манси. «Миша Пронников» - так называли его многочисленные знакомые на стойбищах, в дальних селениях. Михаил Ефимович умел слушать людей, умел вовремя сказать нужные слова. Много уходило времени на работу, общение с народными умельцами. Может быть, оставь Бронников эту хлопотную деятельность, сумел бы больше создать собственных произведений… Но нельзя считать помехой для творчества его великодушное отношение к людям, задаткам их таланта.

В этой деятельности тоже совершались открытия и немалые! В народном творчестве есть все главное, что нужно для профессионального искусства. По словам В. Шукшина «… в народе мастер устного рассказа всегда прежде всего чувствовал надобность в своем рассказе. В них всегда была жизненная необходимость». Необходимость создания произведения любого творчества: устного, художественного, декоративно-прикладного. Поэтому нет у художника М. Бронникова «лишних» работ. Тесное общение с народными мастерами учило лаконичности, сдержанности, учило создавать произведения лишь тогда, когда не можешь не создать. Поиски в области живописи продолжались. На одной из Всесоюзных выставок в городе Москве Михаил Ефимович Бронников получил диплом первой степени.

С середины шестидесятых годов городская пейзажная живопись стала любимой темой художника, где он смог почувствовать себя легко и свободно. Художник сумел увидеть в природе удивительное своеобразие, изображая ее классические состояния – четыре времени года, различное время суток. Особенно любимые художником состояния переходные, такие, как вечер, утро… Все большее место занимают любимые им лиловые, сиреневые, розовые краски заката, например «Сумерки» (1965). Появляется мотив близкого и дорогого сердцу каждого ханты-мансийца – пристани Самарово: «Вид на Самарово» (1967). В нем сочетаются величие древних гор и современная жизнь, с многочисленными подъемными кранами. Стоит обратить внимание на постоянные, глубоко волнующие художника мотивы, к которым он обращается. Среди них могут быть названы лесные дали над рекой, часть улицы, поселки на берегах рек. Все они подсказаны редкостным ощущением сибирской природы, умением передать то, что многие помнят, любят и берегут в памяти с самого раннего детства.

Долгие годы Михаил Ефимович был, как он сам вспоминает, влюблен в Усть-Назым. С увлечением рассказывал о своих поездках; о том, как радовался красоте этих мест и запечатлевал ее в своих произведениях. Здесь было необычно все: небо, вода, зелень травы, солнечный свет, то проскользнувший в грозовом небе, то спокойно разлитый по крутому переливающемуся берегу, то слабо заметный сквозь серые облака. С удивительной чуткостью созданы произведения, вызывающие самые живые, неожиданно близкие чувства, воспоминания, ассоциации. Праздничный букет создает художник из красок осени. На фоне синего неба художник запечатлевает зыбкое состояние осени: просветленность и покой, нарядность с необычайно тонким, чуть заметным предчувствием скорого увядания. Несмотря на то, что 1970-е гг. не были представлены большим количеством живописных произведений, видно, что Михаил Ефимович по-прежнему с добрым вниманием обращается к природе. Он не строит из природных картин декоративные украшения, но в то же время натурное начало не становится обыденно-прозаическим. Оно нераздельно сливается с одухотворенным поэтическим видением художника. Личность художника и созданное им произведение предстают в неразрывном единстве.

В большинстве работ 1980 – начала 1990-х гг. М. Е. Бронников простыми средствами создает образ любимого города. Он словно обращается к своему творчеству 1960-х гг., по-новому обобщает, осмысливает, наполняет богатым содержанием своих пластических поисков мотивы. Сходные с воплощенными в этюдах того времени. Такой характер носит «Ханты-Мансийский мотив» (1980) – изображение простой ханты-мансийской улочки с пощипывающей траву коровушкой, деревянной изгородью. Пейзаж имеет подчеркнуто фрагментарный характер, небо и земля выступают как часть привычного облика повседневной действительности. Цветовая тема составлена из синего, розового, оранжевого оттенков.

Весна 1992 г. оказалась для художника последней. Несмотря на болезнь, он старался завершить начатые ранее работы. Одна из его работ так и называется «Последняя весна». Но в картине нет мрачного настроения: бурно тает снег, пробуждается земля, все приходит в движение. Радостное ощущение жизни оставил художник в своем последнем произведении. Умение восхищаться природой, неподдельное чувство преклонения перед ней сумел передать художник Михаил Ефимович Бронников. Около двух десятков работ этого цикла послужили основанием для создания музейной коллекции «Город Ханты-Мансийск в творчестве художников» в окружном краеведческом музее, ныне Государственный музей Природы и Человека. В 1991 г. художник после многих разговоров, совместно проведенных выставок, решился доверить свои лучшие работы этому учреждению. О творчестве художника были подготовлены теле-и радиопередачи, на выставках с его работами познакомились посетители музея. Современный Ханты-Мансийск очень изменился с тех пор. Поэтому живой интерес вызывают такие работы о прежнем небольшом, но очаровательном городе. Особенно ценно, когда городские пейзажи рассматривают старожилы города, вспоминают Ханты-Мансийск того времени, речку Вогулку и, конечно же, свои молодые годы…
Источники
Культура и искусство
Страница источника
Персоны
Бронников Михаил Ефимович
География
Ханты-Мансийск г./Карла Маркса ул.