Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Игошев Владимир Александрович
Рубрикатор / Изобразительное искусство/Художники Югры
Рубрикатор / Изобразительное искусство/Виртуальная галерея

Игошев Владимир Александрович

Родился 28 октября 1921 г. около села Аскино в Башкирии. С детства увлечен рисованием. После успешного окончания Уфимского художественного училища в 1940 году, начал педагогическую и творческую деятельность. Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 г. Владимир Александрович Игошев служил в действующей армии. Был тяжело ранен под Сталинградом, долго находился в госпитале.
Вернувшись в Уфу, несмотря на тяжелое состояние здоровья старался много рисовать. В 1944 г. Игошев едет в Москву и поступает в Государственный художественный институт имени В.И.Сурикова, где учится у известных художников Г.Г. Ряжского, В.В. Почиталова, Д.К. Мочальского. В 1950 г. после окончания института Владимир Игошев уезжает на Урал и продолжает педагогическую и творческую работу. В 1954 г. состоялась его первая поездка на Север, в Ханты-Мансийский автономный округ. Свежие впечатления художника, восхищение людьми Севера, суровой красотой природы послужили основой для создания живописных работ «Суеват-пауль» (1954), «Степан Куриков» (1954) и других, которые были приняты на Всесоюзную художественную выставку в Москве.

Пейзажи и портреты, посвященные людям и природе Ханты-Мансийского автономного округа принесли художнику известность. Через два года в Москве состоялась уже персональная выставка художника. В последующие годы Владимир Александрович постоянно ездит в таежный край. Художник стремится подметить интересные события и особенности в образе жизни местного населения. Он создает жанровые мотивы, искренние, с некоторым налетом наивности. В работах «Перед началом киносеанса» (1957), этюде «Песня старого манси» (1957), «Утро» (1957) через изображение эпизода художник раскрыл своеобразие времени. Они оставляют радостное и светлое впечатление. Их звучная гамма красок, переливы, игра светотеневых бликов и цветовых рефлексов делают эти работы динамичными и словно приглашают зрителя стать участником изображаемого события.

Позднее в поисках острого выявления неповторимых особенностей человека, состояний природы художник переходит от многокрасочной палитры ранних работ к сдержанности цвета, лаконизму. В картинах «Сарайчик» (1980), «Лыско» (1980), «Маленький манси» (1986), потрясающем этюде «Старуха» к картине «Сотая весна» (1979) художник использует выразительность крупного цветового пятна и четко отточенного силуэта, которые обретают тем большую силу, что колористическая гамма предельно сдержанна.

В портретах оленеводов, рыбаков, охотников, поэтов и писателей («Мансийский поэт Юван Шесталов», «Маргарита Анисимкова») есть и романтика, и реализм. Особенно в портрете Ю.Шесталова взволнованной приподнятости образа, в котором отсутствует проза будничного, способствуют острота композиционного построения, пронизанного внутренним движением, энергия и благородство колористических контрастов и созвучий, темпераментность широкой живописи. С чуткостью художника он остро улавливает нюансы настроения личности. Красотой для художника является вдохновенность человека - труженика и творца.

В поездках по округу Владимир Игошев делает зарисовки, пишет с натуры, общается с местными художниками. Искренняя дружба связывала их с Михаилом Бронниковым, они много работали вместе. Многочисленные этюды, сделанные крепкими, энергичными мазками, иногда с применением мастихина, показывают то, что художник добивается плотности и сложности фактуры изображаемого мотива. Живописец постоянно работает над совершенствованием своего мастерства.

Созданный им цикл работ, посвященный Ханты-Мансийскому автономному округу, послужил основой для персональных выставок в городах Тюмени, Перми, Костроме, Горьком, Свердловске. Страстный путешественник Владимир Игошев побывал в самых дальних регионах Советского Союза: в Тувинской автономной республике, в Дагестане, республиках Средней Азии, а также на Памире и на Байкале, в Средней полосе России, Прибалтике.

Много поездок совершил Игошев и за рубеж: в Египет, Ливан, Сирию, Грецию, Югославию, Монголию, Италию, Японию, Индию, Пакистан, Вьетнам, Венгрию… И где бы он ни был, по словам художника, всегда вспоминал искренних и бескорыстных северян. Многие из них стали частыми гостями художника. В 1965 г. Владимиру Александровичу Игошеву присвоено звание народного художника России, он утвержден в звании профессора.
Продолжалась творческая работа, поездки, участие в выставках и создание персональных экспозиций. С 1968 г. Игошев живет в Москве, преподает на кафедре рисунка и живописи Московского архитектурного института. Произведения Игошева приобретены крупнейшими музеями страны, а также музеями Австралии, Англии, Германии, Японии. В 1991 г. состоялась еще одна незабываемая поездка в Ханты-Мансийский автономный округ: 1 декабря открылось новое здание Ханты-Мансийского окружного краеведческого музея (сейчас Государственный музей Природы и Человека), где была представлена новая экспозиция и персональная выставка работ Народного художника России Владимира Александровича Игошева.

И вновь встречи друзей-художников, разговоры, воспоминания. Владимир Александрович старался увидеть как можно больше работ местных художников: в музее, Доме творчества, педагогическом училище, в частных коллекциях, дома у художников М.Е. Бронникова, В.В. Гаврилова. Чувствовался неподдельный интерес именитого гостя ко всему, что происходит в творчестве художников Ханты-Мансийска. А жители и гости города знакомились с его работами: портретами, жанровыми сценами, пейзажами. В последующие годы художник не однажды бывал в Ханты-Мансийске.

В 1997 г. на открытии Центра искусств для одаренных детей Севера в выставочном зале (там временно располагалась художественная галерея Фонда Поколений Югры) также состоялась его великолепная выставка и издан буклет. А самое главное то, что в административной столице Югры сейчас есть Дом-музей художника В.А.Игошева, где представлены его работы и некоторые предметы. Произведения художника постоянно экспонируются в музеях Югры. Талант и мастерство, познание мира и труд художника уже много лет приобретают все новых и новых почитателей его искусства.
Источники
Культура и искусство
Страница источника

История - Институт Криосферы Земли СО РАН
Страница источника
Персоны
Бронников Михаил Ефимович
Игошев Владимир Александрович
Шесталов Юван (Иван) Николаевич
География
Ханты-Мансийск г.
Предметный указатель
Дом-музей народного художника СССР В.А. Игошева, г. Ханты-Мансийск
Художественная Галерея Фонда поколений
Девочка с красным шарфиком. 1989 г.
Пеликова Лиза. 1976 г.
Чай с сахаром. 1974 г.
Портрет оленевода. 1975 г.
Портрет отца. 1948 г.
Утор. 1958 г.