Родился в 1924 г. в деревне Лохтоткурт Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа. Окончил Народный университет искусств имени Н.К.Крупской. Член Союза художников России с 1993 г. Участник окружных, областных, республиканских, всесоюзных выставок самодеятельного творчества, а также зарубежных: в Чехословакии, Польше, Германской Демократической республике, Федеративной Республике Германии (1974, 1982), Англии (1977), Болгарии, Венгрии, Чехословакии. Произведения находятся в ГИМе, Всероссийском музее самодеятельного искусства в Суздале, ТОКМ, ТМИИ, Ханты-Мансийском окружном краеведческом музее (сейчас Государственный музей Природы и Человека).
Митрофан Тебетев рисовал с детства, участвуя в оформлении школьных стенгазет, написании лозунгов. В 1939 г. с группой юных туристов округа впервые побывал в Москве. Неизгладимое впечатление на него произвело посещение Третьяковской галереи, что послужило толчком его дальнейшей творческой деятельности. Появились первые акварельные работы «Лебединое озеро»,«К лету», написанные в Ханты-Мансийске в 1942 г. Но наиболее полно художник раскрыл себя в 1944 г. в Березове в пейзажах, написанных по памяти: «Озеро Турват. Урал», «Усть-Манья. Осень». В этом же году появился на свет первый этюд с натуры «Шуга на Сосьве». Любовь к родной земле, к ее истории и культуре самодеятельный живописец отражает в своих картинах, начиная с 1950-х годов. Появляется сложная по композиции работа «Ханты читают газету на родном языке», связанная с началом деятельности первой хантыйской газеты. Волнение художника за судьбу будущего поколения хантыйского народа чувствуется в картине «В интернате», где, по его словам, происходит «обрусение нации».
Познание художником законов изобразительного искусства было продолжено в заочном Народном университете искусств имени Н. К. Крупской в 1959 г. Учеба в художественном заведении неразрывно связана с началом создания серии «Город на Иртыше». В нее вошли небольшие этюды и композиции, отражающие облик Ханты-Мансийска, сформировавшийся в 1930-е гг. Картины «На пристани», «Ханты-Мансийск. Центр» и многие другие, написанные в 1960 - 70-х гг., навсегда останутся в истории окружного центра.
В 1970-е гг. у Митрофана Алексеевича начинается бурная выставочная деятельность. Он принимает участие в окружных, областных, республиканских и всесоюзных выставках самодеятельного искусства. В эти годы художник продолжает работать над основным циклом произведений — хантыйской темой. Дает представление о Приобском Севере, жизни своего народа в его различных проявлениях, сочетая праздничные моменты (картины «Куренька», «Хантыйский праздник») и рабочие будни (картина «Хантыйские женщины»). Дополняя представление о жизни народа, художник начинает работать в жанре портрета. Одним из первых он изобразил музыканта-импровизатора А. А. Ангатшупова и поэта Микуля Шульгина. За ними последовало множество портретов ветеранов войны, известных и близких ему людей. В каждом персонаже он видит личность значительную, подмечает в человеке свойственные ему черты лица и характера. Свыше ста портретов было написано художником.
Искусствовед А. А. Валов в статье «О былом и современном» пишет: «Настойчивость и последовательность в достижении цели со временем у живописца трансформировались в обобщенное понятие, понимаемое как долг, завещание наглядно показать то, что было...» Преследуя свою главную цель, в 1980-е гг. художник пишет многочисленные композиции, более подробно углубляясь в быт хантыйской семьи. В картинах «У чувала», «В избе среднеобского ханты. Середина XIX века» живописец изображает интерьер жилища. С этнографической точностью представлены предметы быта в натюрмортах «Кухонная утварь», «Береста». Во многих картинах художник с любовью изображает людей, занимающихся различными видами специфического труда, очень тонко подчеркивая орнаментированную одежду каждого персонажа. В эти же годы Митрофан Алексеевич пробует себя в резьбе по дереву.
1990-е гг. — самые плодотворные в творческой деятельности художника. В 1993 г. произошло памятное событие в жизни Митрофана Алексеевича — он был принят в члены Союза художников России. В этом же году, переехав на жительство в Березово, художник заканчивает работать над серией «Березовские пейзажи». В сорока двух сюжетах чувствуется любовь к улочкам тихого северного поселка. Своей первозданной красотой привлекают многочисленные этюды из серии «Шайтанские пейзажи».
В 1993 г. состоялось открытие выставки «Сумытвош» («сумыт» по-хантыйски — береза; «вош» — город). Здесь хантыйский живописец обращается к былому, изображая с натуры еще сохранившиеся купеческие дома и склады. Воссоздает на своих полотнах собор в Березово 1910 года, Богородице-Рождественскую церковь XVIII века, используя при этом фотографии, изучая историю старинного поселения. В августе 1997 г. в п. Березово состоялось открытие Дома-мастерской М. Тебетева, что еще раз подчеркнуло значение художника и вклад его в культурное наследие Березовского района и в целом округа. В настоящее время Митрофан Алексеевич работает над новой серией картин «Сосьвинские манси», богатой своей культурой и историей, с которой когда-то начинал делать свои первые шаги в изобразительном искусстве. За свою жизнь Митрофан Алексеевич создал около трехсот произведений. «Не все они равнозначны и равноценны, — пишет А. А. Валов, — но в них прослеживаются восходящая поступательность, взгляд автора, художническое мировоззрение, которое сформировалось в основном в послевоенное десятилетие».
Татьяна Видичупова
|