Демьянские ханты (самоназвание нимьян ях — демьянский народ), этнотерриториальная группа южных ханты, проживающих в бассейне правого притока Иртыша — р. Демьянка. До присоединения к России входила в состав Демьянского княжества. В XVIII—XIX вв. числились ясачным населением Верхне-Демьянской волости (с 1865 — Демьянской); часть ханты в этот период несла ямскую службу. До прихода русского населения неоднократно подвергались военным нападениям со стороны ненцев. Данные лингвистики и другие факты свидетельствуют об этнических контактах Д. х. с тунгусами — эвенками-оленеводами (с XVII до начала XX вв.). В диалекте Д. х. прослеживаются и многочисленные заимствования из тюркского языка, что обусловлено соседством их с татарами (границы Сибирского ханства проходили по р. Демьянка). Начавшаяся ещё в средние века частичная тюркизация Д. х. (по сведению Долгих: в XVII в. — 300 остяков, Патканова: в 1816 — 346 душ) была дополнена позднее ассимилятивными процессами со стороны русского населения. В результате хозяйственно-культурного взаимодействия с сибирскими татарами более широкое распространение у Д. х. получило животноводство: разведение лошадей, коров, овец. Основными занятиями традиционно оставались рыболовство (запорное, сетевое и неводное), охота на крупных копытных, пушного зверя, водоплавающую и боровую дичь, ягодный и кедровый промыслы. Важную роль в охотничьем промысле играли собаки, их использовали также для перевозки на лёгких санках добычи и буксировки на лыжах охотника. Для охоты характерно использование традиционных способов и приёмов: засеки, ловчие ямы, луки со стрелами, ловушки давящего типа. Для занятий рыболовством и охотой Д. х. объединялись с русскими в артели, промысловые отношения строились на основе обычного права. Оленеводство в хозяйстве Д. х. играло незначительную роль. Д. х. занимались мелкомасштабным земледелием с выращиванием злаков и картофеля. Жилище и быт в результате культурного влияния русских утратили традиционный облик ещё в прошлом веке. Исключение составляли традиционные хозяйственные постройки — лабазы, сезонные сооружения на местах рыбного промысла — землянки с глинобитным чувалом и окном в кровле, а также хантыйские лодки — каюки и обласа. Печное устройство с полатями, как и пищевой рацион (оладьи, блины, супы, студень), были заимствованы у русских. В зимний период частично использовалась традиционная одежда — малицы самодийского типа и гуси, меховые шубы, кисы, характерная особенность мужской одежды в этот период — «нашейник» (такендур) — съёмный воротник из беличьих хвостов. Летняя мужская одежда мужчин, за исключением чирков и поясов, была обычно покупной и поэтому не являлась национальной; женская также имела русифицированный характер. В прошлом изготовляли ткани из крапивного волокна и вышивали одежду разноцветными шерстяными нитями. Для Д. х. в XIX в. характерен высокий уровень социальной дифференциации, восходящий, очевидно, к эпохе Демьянского княжества. В большинстве зажиточных семей воспитывались приёмные дети с целью обеспечения «спокойной» старости. Распространено было использование в хозяйстве наёмных работников, содержание подворников. Практиковалась сдача в аренду рыболовных угодий русским. Мировоззрение Д. х. сочетало черты христианства и традиционных верований. Христианизация сказалась в использовании икон и нательных крестов, праздновании дней православных святых. Одновременно большим почитанием пользовались верховный бог хантыйского пантеона Санге, Мосым-урт (Назымский хозяин собак), духи — хозяева мест, поселковые духи-покровители (например, в Лымкоевских юртах — Хордагой). Духам посвящались бескровные и кровавые жертвоприношения.
М. А. Зенько.
|