Аганские ханты (оун ях), одна из этнотерриториальных групп восточных ханты, проживающая в среднем и верхнем течении р. Аган на территории современного Нижневартовского района (в XVII—XIX вв. — Аганская волость). Вместе с тромъеганской и ваховско-васюганской группами ханты относится к общности кантэк, или кантэга ях. До середины XIX в. в переписных листах названия селений не перечислены. В исповедной росписи 1861 указаны Айпины и Лобановы юрты. Численность этой группы ханты к концу XIX в. составляла около 200 чел., в концу XX в. — в 2,5 раза больше. Крупные современные национальные посёлки: Аган, Варьеган. А. х. постоянно проживают как в посёлках, так и на многочисленных стойбищах, расположенных в бассейне Агана, в основном по его притокам (напр., на Ампуте или Варьегане). Наиболее тесные культурные связи, обусловленные территориальной близостью, существуют с тромъеганской, менее — с ваховской, васюганской и юганской группами ханты. Длительное проживание некоторой части А. х. совместно с лесными ненцами способствовало установлению этнических контактов между ними, а также с лесными ненцами озёр Нумто и Пякуто, некоторых притоков Пура и Тромъегана. О степени и характере миграционных процессов у А. х. свидетельствует увеличившееся в последние годы XX в. количество смешанных браков между ними и лесными ненцами, русскими и представителями других национальностей: в 1998 в поселке Варьеган из 53 браков с участием ханты — 24 межнациональных. В начале первых десятилетий XX в. на Агане проживали представители трёх хантыйских родов — медведя, лося и бобра. В пользу закрепления данной территории первоначально за одним родом свидетельствуют архивные материалы, по которым отмечено наиболее раннее бытование в этой местности только двух фамилий (Айпины и Лейковы), принадлежавших к одному роду бобра. Первые поселенцы из числа лесных ненцев, появившиеся здесь в XVII в., также принадлежали к этому тотему, как, возможно, и жившие на соседних территориях до этого времени некоторые селькупские группы, о которых имеются упоминания в современном фольклоре. До русской колонизации эта территория входила в состав княжества Бардака, этнический состав которого можно определить как угро-самодийский: ханты, селькупы, лесные ненцы и энцы.
Современный хозяйственный комплекс А. х. включает в себя традиционные занятия: охота, рыболовство, оленеводство и сбор дикоросов. Оленеводство — таёжное, мелкотабунное (от нескольких голов до полутора-двух сотен) с вольным содержанием оленей, применением дымокуров и оленьих изб. При перекочёвках на небольшое расстояние для жилья используется чум. Выпасают оленьи стада, как правило, объединившись семьями. Так же организуется заготовка ягод, рыбы, дичи. Вследствие экологического загрязнения этих территорий и оскудения животного мира роль охоты и рыболовства в традиционном природопользовании А. х. заметно уменьшилась, хотя ещё в середине XIX в. здесь активно практиковалась охота на диких оленей — загонная и с манщиком, а до 60—70-х гг. XX в. широко использовались традиционные приёмы и средства промысла: запоры для рыбы, слопцы на боровую дичь, срубные ловушки на медведей и др. Частное оленеводство, сбор лесных ягод и кедровых орехов продолжают оставаться для большинства ханты основными видами традиционной деятельности, что позволяет им частично сохранять материальную культуру.
Для традиционных поселений (стойбищ) характерны срубные жилища с двускатной крышей и хозяйственные постройки (хлебная печь, лабаз, навес, амбар и пр.). Последние встречаются также и в национальных посёлках, где большая часть коренного населения придерживается традиционного образа жизни. Сохраняется бытование предметов промыслового и хозяйственного назначения: обласов и калданок, лыж, морд, ножей, туесов, колодок для оленей, упряжи, нарт и др. Зимой активно используется национальная одежда — мужская (малица, гусь) и женская (сах, большой головной платок), а также традиционные пояса (у мужчин — кожаный с набором необходимых деталей и предметов, у женщин — бисерный плетёный) и обувь (кисы, бурки). Летом традиционную одежду носят только пожилые женщины — лёгкий сах с длинным матерчатым поясом и платок или же только платье и платок. Некоторые из женщин до сих пор соблюдают обычай закрывания лица платком от старших родственников мужа.
Частью духовной культуры А. х. являются национальные ежегодные праздники, проводимые весной и в начале зимы и связываемые с традиционным календарным делением года. Посещаются общие священные места, на которых мифическим хозяевам мест делаются жертвоприношения оленем или другим животным (домашним). Тканью белого, красного и чёрного цветов одариваются главные духи верхнего, среднего и нижнего миров. Приношение жертв в виде этих и др. подарков домашним и личным духам сохраняется на семейных святых местах, а также лесным и водным духам перед охотой и рыбалкой. Частично сохраняются традиции погребального обряда, экологических запретов и некоторые нормы обычного права, регулирующие семейно-брачные и другие отношения. Распространены былички о шаманах и сказки.
Лит.: Лукина Н. В., Кулемзин В. М., Титаренко Е. М. Ханты р. Аган (по материалам экспедиции 1972 г.) // Из истории Сибири. Вып. 16. — Томск, 1975; Соколова З. П. Социальная организация хантов и манси в XVIII—XIX вв. — М., 1983; Мартынова Е. П. Очерки истории культуры хантов. — М., 1998.
М. А. Зенько.
|