Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Иртышские ханты
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Народы и языки

Иртышские ханты

Иртышские ханты (самоназвание танэт ях — иртышский народ), этнотерриториальная группа южных ханты, проживающих на р. Иртыш. Наиболее близки по культуре и языку обским, кондинским, демьянским и отчасти салымским ханты. В качестве ясачного населения были приписаны к волостям Тобольского уезда — Туртасской, Назымской, Нарымской и Тарханской (территория Тобольского, Уватского, Ханты-Мансийского, отчасти Кондинского и Нефтеюганского районов). В 1781, по материалам ревизии, в этих волостях насчитывалось 1349 коренных жителей, по подсчётам С. К. Патканова, в 1887—88 — около полутора тысяч человек Сейчас численность этой группы снизилась почти вдвое. В современном административном делении округа И. х. представлены только в двух районах — Ханты-Мансийском и Нефтеюганском. И. х. испытывали сильное ассимилятивное влияние со стороны русского населения, быстро расселявшегося с XVI в. по Иртышу на север. В прошлые века отмечены также этнические контакты с тундровыми ненцами, коми-зырянами, татарами, что проявляется у И. х. в культурных и языковых заимствованиях. С лесными ненцами этнокультурные взаимосвязи незначительны. Мелкотабунное таёжное оленеводство, не игравшее особого значения в хозяйственно-культурной специфике И. х. — рыболовов и охотников, — с приходом русских было полностью вытеснено. Большое развитие получило животноводство (кроме разведения домашней птицы). При круглогодичном характере сетевого (плавные сети, малые неводы, плетёные рукава, чердаки и пр.) и запорного рыболовного промысла особое внимание уделялось коллективному лову в июне—июле и «юровому» — с ноября по январь, с которого значительная часть добычи шла на продажу. До XIX в. коллективные формы охоты практиковались на крупных копытных (с использованием самострелов, засек и ловчих ям) и медведей, была распространена охота на ценных пушных зверей (капканы, гон на лисиц). К XX в. полно сохранилась только охота на водоплавающую и боровую дичь, зайца и белку. Значение сбора дикоросов в жизнеобеспечении И. х. сокращалось благодаря развивающемуся, хотя и неустойчивому, земледелию (трёхпольная система с элементами перелога, использование удобрений и переменных культур — рожь, овёс и ячмень, основное орудие — соха-рогалюха), огородничеству (основные культуры к концу XIX в. — картофель, репа, морковь и др.). Материальная культура И. х. претерпела значительные изменения под влиянием русского населения.

Традиционными остались некоторые предметы хозяйственного и промыслового назначения (лодки, лыжи, морды, туеса, коловороты и др.). Одежда бытовала как покупная (шубы-армяки, тулупы, рубахи, кафтаны, штаны, кофты, юбки и пр.), так и изготовленная по традиционной технологии из крапивного полотна — туникообразного покроя, реже — из меха. В холодный период мужчины и женщины носили суконную одежду прямого покроя распашную, летняя обувь оставалась долгое время национальной — чирки. Традиционная одежда — мужские и женские рубахи — украшалась вышивкой шерстяной нитью или, как и чирки, бисером. Женщины наряду с платком носили головные повязки, реже — ложные косы. Из традиционной обрядности дольше всего сохранялся погребальный обряд, хотя он приобрёл новые черты. Для И. х. характерным было использование гроба-колоды с подкладыванием на дно моха, тканей (иногда — подушки), помещение в гроб личных вещей покойного, одевание его в несколько рубах или богато украшенную одежду, опутывание покойника до погребения красной нитью и затем разрезание её и раздача всем родственникам, ношение этой нити на запястье или щиколотке, посещение мужем (женой) могилы умершего в течение 4 или 5 ночей после похорон. Тип традиционного захоронения сохраняется в ряде деревень до настоящего времени. Несмотря на обращение И. х. в христианство и соблюдение ими его внешней атрибутики (ношение крестов, посещение церкви, празднование православных праздников, совершение крещений и венчаний), некоторые традиционные религиозные обычаи у И. х. сохранились до наших дней. Главным хантыйским божеством для них представлялся Торум, выступающий в роли доброго к людям достопочтенного старца. До начала XX в. распространено было поклонение священным местам, деревьям, духам — хозяевам мест, домашним идолам. Известен был культ животных — медведя, ворона, ястреба, гуся, лебедя, щуки, змеи и др. В целом для этой группы ханты, более чем для др., был характерен синкретичный характер верований.

Лит.: Мартынова Е. П. Очерки истории и культуры хантов. — М., 1998; Патканов С. К. Иртышские остяки и их народная поэзия // Патканов С. К. Остяцкая молитва. Т. 1. — Тюмень, 1999.

М. А. Зенько.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Патканов С. К.
География
Топографические ориентиры/Иртыш р.
Кондинский р-н
Нефтеюганский р-н
Ханты-Мансийский район