Казымские ханты, этнотерриториальные группы ханты численностью более 4 тыс. чел., расселена компактно в бассейне р. Казым и её притоков, на прилегающем к устью Казыма правобережье Оби, в селе Полноват и Ванзеват. С конца XIX — начала XX в. идёт их постепенная миграция в верховья рек Назым и Лямин. В последние годы К. х. проживают дисперсно в иноэтническом окружении во вновь созданных посёлках и городах округа. Население бассейна р. Казым с прилегающим правобережьем Оби в XVII—XIX в. объединялось в Казымскую волость, созданную на месте бывшего Казымского княжества XVI в. Формирование К. х., обладающих особым (казымским) диалектом и особенностями культуры, закончилось к XIX в. Согласно материалам ясачных книг XVII в., церковным метрическим книгам конца XVIII в. и литературным источникам, в состав группы К. х. влились выходцы (манси) с низовий Оби, Северной Сосьвы, Ляпина. Казымский диалект принадлежит к северным группам диалектов хантыйского языка, подразделяется на говоры: полноватский (усть-казымский) и верхнеказымский. Возможно, в отношении ханты, проживающих на р. Казым, следует говорить о третьем (назымском) говоре в составе казымского диалекта. На территории в верховьях рек Казым, Назым, Лямин в полной мере сохранилась традиционная культура ханты. В низовьях Казыма фиксируются лишь наиболее стойкие элементы культуры. Традиционное хозяйство К. х. представлено оленеводством, рыболовством, частично охотничьим промыслом. Практика показала: именно оленеводство способно сохранить как материальную, так и духовную культуру народов. В 90-е число оленеводов-частников и количество оленей в личном хозяйстве возрастало и достигло почти 15 тыс. голов. Численность частных оленей колеблется от 20 до 600 голов. Частники способны полностью обеспечить себя пищей, зимней одеждой, транспортом. В верховьях рек рыболовство, как правило, запорного типа. Таким способом ловят щуку, язя, сырка. Охотятся весной и осенью на водоплавающую дичь, зимой добывают пушнину, преимущественно белку. В верховьях рек большинство семей проживает в отдельных стойбищах. Сохранились традиционные типы жилищ: чум, бревенчатые избушки с особой планировкой. Распространена самобытная зимняя мужская и женская одежда, обувь, рукодельные принадлежности женщин, утварь из бересты и т.д. Ханты низовьев Казыма и правобережья Оби занимаются преимущественно рыболовством, разводят коров, овец. Рыбачат, как правило, в летнее время с помощью плавных сетей (ловля нельмы, муксуна). Весной в залитых водой протоках и сорах устанавливают сети. Эта подгруппа К. х. живёт в посёлках. Из элементов материальной культуры привлекательна женская летняя одежда: платья, халаты, украшенные орнаментом в технике аппликации. У всех К. х. сохраняется национальный фольклор. Бытует культ медведя, проводятся «медвежьи игрища». Религия представлена верой в духов-покровителей. Верховным божеством считается Торум. Однако в реальной жизни особо почитаются богини-матери: Кал-тащ, Касум ими, Ощ олан ими. Кал-тащ — подательница детей, она определяет жизненный путь человека. Касум ими, с одной стороны, дух-покровитель р. Казым, с др. — прародительница отдельных родов (Молдановых, Сенгеповых). Ощ олан ими — прародительница большинства казымских родов (Тарлиных, Вагатовых и т.д.). Из мужских божеств почитаются Ем вож ики, защитник людей от злых сущностей и злых сил, Ас тый ики.
Лит.: Соколова З. П. Некоторые аспекты формирования казымской группы хантов // Проблемы этногенеза и этнической истории аборигенов Сибири. — Кемерово, 1986.
Т. А. Молданова.
|