Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Коми-зыряне
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Народы и языки

Коми-зыряне

Коми-зыряне, финно-угорский этнос, представители которого расселились на территории Обского Севера от бассейна р. Северная Сосьва до устья Оби. Они проживают в основном в крупных поселках совместно с манси, ханты, ненцами и русскими. Историческая родина К.-з. — Северное Приуралье. По данным переписи населения 1989, в целом по стране насчитывалось около 344,5 тыс. К.-з. Основная часть народа проживает в Республике Коми — 53 тыс. чел. На Обском Севере сложились две локальные группы К.-з. с центрами в селе Мужи (ЯНАО) и в селе Саранпауль (ХМАО), в каждом из которых проживает более 1 тыс. К.-з. К концу 80-х общая численность нижнеобских К.-з. достигла 9 тыс. чел. Коми — это самоназванный народ, означающее «человек, люди». Предки К. в X—XV вв. в древнерус. летописях именовались пермью. В скандинавских сказаниях их страна называлась Биармаланд (Биармия). Название «пермь» попало к славянам от древних карелов и вепсов и означало первоначально «дальняя земля» (пере-маа). С концу XV в. коми именовались в русских летописях сначала сырьянами (сирянами), а затем уже зырянами, что в переводе с финского означает «крайний, дальний». Язык К. относится к пермской группе финно-угорского языка семьи, в состав которой входят коми-зырянский, коми-пермяцкий и удмуртский языка Коми-зыряне и коми-пермяки настолько близки по языка и культуре, что исследователи считают их этнографической группой одного народа. В то же время они отличаются в антропологическом отношении: пермяки относятся к так называемые сублапоноидному вятско-камскому типу, а зыряне характеризуются преобладанием беломорского и восточно-балтийского типа. Основой хозяйства древних К. в ранний период является охота и рыболовство. Земледелие и скотоводство были менее развиты. Хозяйственной и культурные связи древних К. были обширны. Ценная пушнина, добытая в лесах, обменивалась у древнерус. и болгарских купцов на различные изделия из золота и серебра. В конце XV в. территории Перми Вычегодской была присоединена к Московскому государству. Важную роль в установлении московские власти в пермских землях сыграла христианизация язычников-пермян, начатая проповедником Стефаном Пермским в 1379 и завершённая его преемниками. В течение XII—XVI вв. различные племена древних пермян слились в единый коми народ. Именно тогда и началось переселение групп К. за пределы своей истарший родины: на С. и В., за Уральские горы. Причины переселений — оскудение охотничьих угодий, насильственная христианизация К. Вычегодские летописи сохранили рассказ о вожде язычников Паме, борце за языческие святыни, который вместе со своими людьми ушёл на Обь и поселился там, «где стояли Атлымские юрты». Таких переселений было немало, что подтверждается результатами археологических раскопок. Около старинных хант. сёл Шеркалы и Перегребное найдены два городища, принадлежавшие в XII—XIV вв. древним К. Они строили срубные наземные жилища с большими печками-каменками, разводили дом, скот (лошадей, коров, коз), занимались рыбной ловлей, охотой на пушных зверей. Вероятно, в это время в языке ханты и манси появились слова коми-зырянского происхождения (нянь — хлеб, кола — срубная избушка, мис — корова и др.). О расселении древних К. на Обском Севере свидетельствуют и сохранившиеся до наших дней в бассейне Нижней Оби географические названия: Войкар (Сев. Городок), Искар (Каменный Городок), Шурышкары (Роговой Городок), Сускар (Кедровый Городок) и др. Новая волна переселений К. на Обь пришлась на конце XVI — начальником XVII вв. Зыряне участвовали в военных походах рус. отрядов, строили первые города (Тобольск, Берёзов, Сургут и др.), переселялись в Сибирь с жёнами и детьми. Нередко зыряне проникали в самые удалённые места раньше царских воевод. В конце XVI — начале XVIII в. в Сибирь переселилось около 2 тыс. К. Во второй половине XIX столетия началось стихийное массовое переселение на Обский Север коми-ижемцев (выходцев с р. Ижмы). Ещё в XVII в. ижемцы переняли у европейских ненцев оленеводство. Они вывели и новую породу черномастных оленей, внедрили круглосуточную охрану стад собаками, наладили производство замши из оленьих шкур, продавали мясо оленей купцам. Первая семья ижемцев появилась на берегу р. Ляпин (приток Северной Сосьвы) в 1842г. Она положила начало деревне Саранпауль (в переводе с манс. — Зырянский посёлок). В 1875 первые коми-ижемцы появились в Мужах. В отличие от К.-переселенцев XII—XVIII вв., К.-ижемцы сохранили свои национальные особенности и не смешивались с ненцами, ханты или манси, хотя быстро воспринимали обычаи и навыки коренных сибиряков, связанные с бытом и хозяйственной занятиями. У ханты и манси они заимствовали способы заготовки и хранения рыбы: сушку на воздухе, квашение с малым количеством соли, приготовление традиционных блюд. У них же К. переняли изготовление лёгких и непромокаемых сапог из налимьей кожи. В речи ижемцев-переселенцев появилось немало слов хант. и манс. происхождения, особенно связанных с рыболовством. В языке, материальной и духовной культуре обских угров также имеется много различных заимствований из культуры и языка К: анкас — горох, соркыс — репа, порс — свинья, паля — овца, туить — воз, меир — дуга, пусас — ограда. К настоящее время обские К. сохраняют национальный самобытность, хотя молодёжь, как правило, не владеет родным языком Хранителями этнических традиций являются люди старшего поколения, благодаря которым не забыты блюда традиционной кухни, обряды, фольклор. До сих пор широко используется женская нарядная национальный одежда: сарафаны, фартуки, кофты (сос и яфонка), головные уборы (нэ юр — «голова девушки» и баба юр — «голова бабы»), расшитые узорами из бисера или золотых нитей. Бытуют меховая одежда и обувь, заимствованная у ненцев: малицы, кисы и унты, украшенные меховой мозаикой. Мужская меховая традиционная одежда сохранилась только у охотников-промысловиков и оленеводов.

Лит.: Жеребцов Л. Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. — М., 1982.

С. Г. Пархимович.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Стефан св.
География
Исторические топонимы/Березово
Топографические ориентиры/Ляпин р.
Сопредельные территории/Ямало-ненецкий автономный округ/Мужи п.
Топографические ориентиры/Нижняя Обь р.
Топографические ориентиры/Обь р.
Октябрьский р-н/Перегребное с.
Березовский р-н/Саранпауль с.
Топографические ориентиры/Северная Сосьва р.
Сургут г.
Сопредельные территории/Тюменская обл./Тобольск г.
Октябрьский р-н/Шеркалы с.
Сопредельные территории/Ямало-ненецкий автономный округ/Шурышкары п.