Ляпинские манси, территориальная группа манси. Самоназвание сакв махум («люди реки Сакв»). Общая численность — немногим более 1000 чел. Занимают бассейн р. Ляпин (манс. — Сакв) и прилегающую к его устью часть среднего течения р. Северная Сосьва. По современному административному делению — территории Саранпаульской и части Сосьвинской администраций, входящих в Берёзовский район (в прошлом — Ляпинская волость Берёзовского уезда Тобольской губернии). Л. м. говорят на северном наречии мансийского языка. Относятся к северной этнографической группе манси. Соседями на З. являются коми, на С. — коми и ненцы, на С.-В. и В. — ханты, на Ю. — сосьвинские манси. Изначально Л. м. контактировали с русскими. Миграционные процессы привели к изменению фамильного состава Л. м. В настоящее время в низовьях Ляпина преобладают фамилии: Хозумов, Албин, Таратов, в верховьях — Хозумов, Сайнахов, Тихонов, Качанов.
Основными видами хозяйственной деятельности Л. м. всегда были охота и рыболовство. Возможности охоты ограничивались тем, что в бассейне р. Ляпин в зимний период пасли оленей коми, попутно занимаясь и охотой. Рыболовный промысел Л. м. зимой осуществляли вблизи своих поселений, летом — в низовьях Северной Сосьвы и на Оби. Возможности для летнего рыболовства имелись также в низовьях р. Ляпин. Немаловажную роль в хозяйственном комплексе играло оленеводство. У населения по Ляпину в конце XIX в. было в общей сложности более тыс. оленей. Занимались собирательством, некоторые держали коров и лошадей.
Л. м. имели постоянные зимние поселения со срубными домами и хозяйственными постройками. Летние поселения были постоянными (если продуктивное рыболовство велось в течение всего года) и располагались недалеко от зимних, либо временными или постоянными — на дальних угодьях. До 1917 по Ляпину и его притокам располагались пункты (от устья вверх по течению): Рахтыньинские (Рахтья пауль), Луски, Ломбовожские (Лопын ус), Межипаульские, Хорампаульские, Мункесские (Мувенгкес пауль), Хошлогские, Ханла павыл, Саранпауль, Ясунтские, Щекурьинские (р. Щекурья) и Маньинские (р. Манья). Важным культовым центром были Ломбовожские юрты. В селе Щекурьинском располагалась церковь. В Саранпауле проживали коми и русские. Во второй половине ХХ в. после укрепления населенных пунктов многие мансийские поселения исчезли. В середине 1970-х на Ляпине и его притоках существовали Ломбовож, Хурумпауль, Хошлог, Пулахи, Щекурья, Ясунт, Саранпауль (стал центральной усадьбой Саранпаульского сельсовета и совхозаза «Саранпаульский». Сейчас — один из крупнейших поселков Берёзовского района).
Занятие оленеводством обусловило специфические черты в быте Л. м.: использование чума в качестве летнего жилища семей пастухов, шкур оленя для шитья одежды и обуви, большой удельный вес мясной пищи в рационе и наличие характерных для скотоводческих культур блюд, праздник оленеводов и др.
Развитие узкой хозяйственной специализации в советский период привело к разделению Л. м. к концу ХХ в. на верхнеляпинских, связанных с оленеводством (работа в бригадах или владение оленями), и нижнеляпинских — рыбаков и охотников. Отмечаются тенденции к возвращению Л. м. в места своего прежнего обитания — небольшие населенныепункты.
Лит.: Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север. Т. 1. — СПб., 1904; Соколова З. П. 1) Обские угры (ханты и манси) // Этническая история народов Севера. — М., 1982; 2) Социальная организация хантов и манси в XVIII—XIX вв.: Проблемы фратрии и рода. — М., 1983; Северная Сосьва (исторические и современные проблемы развития коренного населения). — Шадринск. 1992.
Е. Г. Фёдорова.
|