Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Ненцы лесные
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Народы и языки

Ненцы лесные

Ненцы лесные (самоназвание — нещанг: человек; старое название — казымская, или кунная самоядь, название — пян хасава (лесные люди) дано им тундровыми ненцами). Традиционные районы проживания: верхнее и среднее течение р. Пур, плато Нумто от верховьев р. Казым, Надым, Пим до верховьев р. Аган. В настоящее время расселены в пределах ХМАО и ЯНАО. По антропологическому типу принадлежат к уральской переходной расе. Язык Н. относится к самодийской группе уральской языковой семьи, отличается от диалекта тундровых Н. и представляет собой особый диалект, в котором выделяются пуровский, ляминский и нялинский говоры. По переписи 1989, численность Н. л. составляла более 1500 чел., в конце 90-х — около 2000 чел. Родственные народности: тундровые ненцы, энцы, нганасаны, селькупы. Значительную близость в культуре и языке Н. л. обнаруживают с восточными ханты. Территория расселения Н. л. археологически почти не изучена. Первым достоверным упоминанием Н. л. в русских письменных источниках являются сведения о военной экспедиции 1602 казачьего атамана Богдана Чубакина к самоедским князькам Акубе, Скамче и Салыме с жалованным царским словом и предложением платить ясак. Однако и после этого контакты Н. л. с русскими были редки и ограничивались встречами на сугланах (ярмарках) в Сургуте. Н. л. долгое время оставались неизвестны учёным: в конце ХIХ в. сенсационно прозвучало «открытие» профессора А. И. Якоби в глубинной тайге Приобья народа нях-самар-ях. В течение двух десятилетий о затерянном племени велись дискуссии, пока не выяснилось, что речь идёт о казымских (кунных) самоедах. Ввиду ограниченности внешних контактов, в т.ч. торговых, хозяйство Н. л. было натуральным и сохраняло архаичные черты. Ещё несколько десятилетий назад для рыбной ловли иногда использовались плетённые из ивового лыка сети и невода, а в качестве грузил употреблялись куски мамонтовых рёбер и оленьих черепов. Рыболовство осуществлялось посредством запорных сооружений на небольших речках, а также сетевого лова и неводьбы на проточных озёрах. Основным летним транспортом служили лодки-долблёнки из осины или кедра, зимним — запряжённые оленями нарты, лыжи. Оленеводство Н. л. характеризуется незначительным размером стад (от 10 до 300), полувольной системой выпаса с использованием деревянных коралей и дымокуров летом, деревянных ножных колодок — весной. Домашние олени обеспечивали траспортные нужды и частично потребности в пище. Важное значение имела охота: в осенне-зимний период на дикого оленя и лося посредством засек или загоном; осенью, весной и летом — на боровую и водоплавающую дичь. Для добычи пушного зверя (соболя, лисицы, росомахи) применяли капканы, черканы и слопцы, белку промышляли с помощью лука и стрел. Традиционным жилищем Н. л. является чум (мят) — каркасная конструкция из 25-30 шестов и покрышек из оленьих шкур (зимой) и бересты (летом). Оленеводческое стойбище обычно состоит из одного-двух чумов и хозяйственных построек — навеса для хранения вещей (ныр), печи для приготовления хлеба (нянь мят). Традиционная одежда и обувь шьётся из шкур домашних и диких оленей; мужская состоит из малицы (глухой одежды мехом внутрь с капюшоном и рукавицами), сшитой из сукна маличной рубахи и совика (верхние одежды мехом наружу); женской одеждой является ягушка — распашная двухслойная шуба мехом внутрь и наружу. Основу пищевого рациона Н. л. составляют рыба, дичь, мясо лося, дикого и домашнего оленя, дикоросы. Основой социальной организации Н. л. является род. Счёт родства ведётся по отцовской линии, в прежние годы запрещались браки между представителями одного рода и браки с иноплеменниками. В основе религиозных представлений Н. л. лежит вера в духов, которыми населена окружающая природа. Крупнейшим святилищем является оз. Нумто (Божье озеро), на одном из островов которого (Нго-яй — остров-Сердце) приносились жертвы богам пантеона. По легенде, в озеро превратился спущенный (сброшенный) на землю сын небесного бога Нума (Нумгибой). Прежде на юго-восточном берегу острова-Сердца стоял ряд деревянных фигур духов кахэ, обращённых к восходу солнца. Божеством нижнего мира, повелевающим болезнями и смертью, является Нгомулик (Нга). Круговоротом природных явлений, жизнью на небе и земле правят Нум-Нися (Небо-Отец) и Я-Ката (Земля-Бабушка). Важное значение имеют «земные» духи — хозяева воды и леса, духи — хозяева урочищ и территорий (кахэ).

Лит.: Долгих Б. О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. — М., 1970.

С. В. Лёзова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Чубакин Богдан
Якоби А. И.
География
Топографические ориентиры/Аган р.
Топографические ориентиры/Казым р.
Топографические ориентиры/Надым р.
Топографические ориентиры/Нумто плато
Топографические ориентиры/Пим р.
Топографические ориентиры/Пур р.
Сургут г.