Остяки, название обских и других народов Сибири, появившееся в XVI в. (ханты, остяко-самоеды, енисейские остяки). Существуют разные точки зрения о происхождении этнонима остяк. Г. Новицкий в XVIII в. связывал его со словом ости (рыбные), имея в виду рыбный промысел ханты, или со словом остатки, подразумевая остатки языческого населения, переселившегося из Прикамья за Урал. С. В. Бахрушин, Б. О. Долгих, Н. И. Терёшкин вслед за Г. Ф. Миллером возводили термин остяк к татар. истек, иштек, уштяк — «иноплеменец». (А Бушен предлагал свой вариант перевода с тат.: «дикий», «непокорный», «не платящий дани»). С. Патканов, Г. Старцев, З. Я. Бояршинова считали возможным связывать слово остяк с хантыйским ас ях (ас — большая река, ях —люди, народ). Ф. Белявский (1833) привёл несколько хантыйских этнонимов: южные — асьяхи, северные — кондихо (человек), уштяк (невежды, дикие люди). Н. А. Абрамов (1857) — арьяхи (ар — много, ях — люди). В. Н. Чернецов и Е. Д. Прокофьева считали термин О. тюркским по происхождению. О. в прошлом именовали не только ханты, селькупов и кетов, но и барабинских татар, камских башкир, а также некоторые группы манси. До недавних пор О. называли себя нарымские селькупы и васюганские ханты. Эти данные позволяют считать термин остяк этнонимом — самоназванием весьма древнего происхождения. Это этноним аборигенного уральского населения, на основе которого впоследствии сформировались обские угры (ханты и манси), селькупы, отчасти кеты.
Лит.: Народы Сибири. Серия «Народы мира». — М.; Л., 1956; Соколова З. П., Туголуков В. А. Старые и новые названия народов Севера // Сов.этнография, 1983, №1.
З. П. Соколова.
|