Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Салымские ханты
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Народы и языки

Салымские ханты

Салымские ханты (самоназвание сотом ях), одна из локальных этнических групп ханты, отличающихся языковыми и культурно-бытовыми особенностями, проживают в бассейне р. Б. и М. Салым на территории Нефтеюганского района. Относятся к южной этнографической группе Салымский диалект хантыйского языка лингвисты считают переходным между группами южных и восточных диалектов.

В XVII—XIX вв. С. х. относились к Салымской волости Сургутского уезда. Традиционный хозяйственный комплекс С. х. базировался на рыболовстве и охоте, подсобное значение имели животноводство, сбор лесных ягод и орехов. Ведущее место в жизнеобеспечении принадлежало рыболовству. Ловили рыбу круглый год с использованием запоров, сетей, неводов, плетёных ловушек. Объектами охоты были соболь, лисица, горностай, росомаха, белка, заяц, медведь, лось, дикий олень, а также водоплавающая и лесная дичь. Охотничий сезон начинался осенью и длился всю зиму. С ноября начинали промышлять лисиц, их гоняли на лошадях с нагайками по неглубоком снегу. Зимой на них настораживали самострелы, весной промышляли капканами. Соболей добывали черканами и с помощью сети. Зайцев ловили зимой капканами, слопцами и луками-самострелами. Росомах и горностаев промышляли черканами и ружьями. На крупных копытных (лосей, диких оленей) практиковался загон в специально устроенные «засеки», или «загороди», весной их «гоняли по насту», летом добывали у речек и ручьёв, нередко с лодок. Медведей обычно добывали артелью в берлоге. Из дичи наибольшее промысловое значение имели утки, гуси, глухари, тетерева, рябчики. На уток охотились весной вскоре после прилёта (перевесом) и в июле (сетями и при помощи собак). На гусей и лебедей — весной и осенью. Лесных птиц промышляли с середины августа до первого снега — слопцами в ямах. Зимой ловили куропаток и рябчиков сетями и пленками. В летний период С. х. вели сбор лесных ягод (смородина, голубика, брусника) и кедровых орехов.

Важной отраслью хозяйства у С. х. было животноводство: держали лошадей, коров, овец (в среднем 2—3 лошади, 1—2 коровы, 4—5 овец на семью). Дома были срубными, почти не отличались от домов русских крестьян. Обязательной принадлежностью жилища были сплетён. на станке циновки из травы, которые расстилались на нарах.

У С. х. существовало ткачество. На станке горизонтольного типа изготовлялись не только циновки, но и крапивная ткань. Крапивное полотно использовалось для шитья одежды.

Основными средствами передвижения летом были лодки из кедровых досок и лёгкие обласки из осины, а зимой — сани. По данным Л. Р. Шульца, конные сани в верховьях Салыма напоминали русскую кошёвку, но с более узким задком и на более высоких копыльях без отводов.

Одежда С. х. отличалась обилием украшений, как нашитых на одежду, так и съёмных. Мужская рубаха из крапивного холста была прямого покроя с маленьким отложным воротником или воротником-стойкой из сукна. Женская рубаха, также крапивная, туникообразного покроя, шилась с небольшим воротником или без него. Цветными шерстяными нитками вышивали верхнюю часть рукавов, центральную часть стана, обшлага рукавов украшали бисером. В вышивке преобладали синий и красный цвета, самым распространённым узором был крест. В качестве шейных украшений использовали стоячие воротники из нашитого на холст сукна, украшенный бисером и бусами. Поверх платья женщины надевали кафтаны из чёрного или синего сукна с подкладом из ситца, тика или холста с небольшим стоячим воротником. Все швы кафтана, плечи, нагрудный разрез, полы, обшлага украшали ажурным бисерным шитьём. Как украшение использовали литые медные пуговицы с ушком. В холодное время года и мужчины, и женщины носили шабур — суконную одежду прямого покроя. Зимой надевали овчинные шубы, иногда крытые тканью. Обрусевшие хантыйские женщины предпочитали широкие юбки с оборкой, кофты из цветного ситца с воротником-полустойкой, расшитым бисером или украшенным оловянными подвесками. Полосками бисера украшали нагрудный вырез, плечи и обшлага рукавов. Широко бытовала покупная одежда: жилеты, пиджаки, шубы-армяки. Большим почитанием у С. х. пользовался верховный бог Санге (свет, белизна, светлый, яркий), верховный богдемиург Торум. Сохранились воспоминания о поклонении «верхнему» богу Уныт Торум (Большой бог) или Канщ ики. На поклонение к нему С. х. съезжались осенью в юрты Рымовские. «Верхнему» богу приносили в жертву либо жеребёнка, либо телёнка, либо свинью, либо петуха, в качестве прикладов дарили отрезы ткани белого или красного цвета, священным деревом Канщ ики считался кедр. Духом-покровителем С. х. являлся Сотом тый ики (Вершины Салыма старик), бог грозы, владелец семи гроз. По поверьям, ежегодно в июле он ездил в гости на р. Б. Юган к юганским богам, а в августе возвращался обратно. Летние грозы объясняют путешествиями Сотом тый ики. Начиная с конца XVIII в., С. х. испытывали влияние русской культуры. К началу XX в. заметно обрусели, утратили многие черты национальной культуры и быта. В настоящее время большая часть С. х. проживает в посёлке Лемпино Нефтеюганского района. Носителей салымского диалекта хантыйского языка практически не осталось.

Лит.: Шульц Л. Р. Салымские остяки // Записки Тюменского общества научного изучения местного края. Вып. 1. — Тюмень, 1924; Лукина Н. В. Формирование материальной культуры хантов (восточная группа). — Томск, 1985.

Е. П. Мартынова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Шульц Л. Р.
География
Топографические ориентиры/Большой Салым р.
Топографические ориентиры/Большой Юган р.
Нефтеюганский р-н/Лемпино с.
Топографические ориентиры/Малый Салым р.
Нефтеюганский р-н