Самоеды (самодийцы), народы самодийской группы уральской языковой семьи, расселённые в Северной Евразии от побережья Белого моря на З. до полуострова Таймыр на В. К ним относятся ненцы, энцы, нганасаны, селькупы, а также подвергшиеся тюркизации этнические группы Саянского нагорья: камасинцы, маторы, туба, карагасы, койбалы, котовцы, которые в прошлом говорили на самодийских языках. В настоящее время общая численность самодийских народов составляет около 40 тыс. чел. Они расселены в пределах ЯНАО и ХМАО Тюменской области, Ненецкого автономного округа Архангельской области, Таймырского автономного округа и ряда др. районов Красноярского края, Мурманской и Томской области. Самодийские языки характеризуются единообразием фонетической структуры, общим типом грамматического строя, значительной близостью лексического состава. Они делятся на северную ветвь (ненецкий, энецкий, нганасанский) и южную (селькупский, мёртвые саяно-алтайские языки). В дореволюционный период северосамодийские народы назывались самоедами. Впервые русский этноним С. (самоядь) упомянут в «Повести временных лет» 1096 применительно к уральским ненцам. Позднее название распространилось на родственных ненцам по языку и культуре энцев, нганасан, селькупов. Название С. как этноним для группы родственных нароов возникло в русском языке (самоназвания народа звучат иначе: ненцы — ненэц, нещанг, энцы — энец, нганасаны — нганасан, ня, селькупы — сёлькуп, селькуп, чумуль-куп, сюссе-кум и др.). В русском языке возникла и народная этимология названия: «себя едящие», «друг друга едящие», подогретая преданиями (например, «Сказание о человецех незнаемых..») о распространённом среди С. людоедстве. В советскую эпоху термин С. заменён искусственно созданным Г. Н. Прокофьевым термином «самодийцы», который получил распространение в научной русскоязычной литературе, но не принят в зарубежной литературе, где по-прежнему употребляется старое название: англ. — Samoyed, нем. — Samojede, франц. — samoyede, венг. — szamojed. Этимология названия С. (самоядь, самоедь) до сих пор остаётся спорной. Поиск ведётся в русском, западно-финских (финском, карельском, саамском), алтайских и собственно самодийских языков. Помимо упомянутой выше простонародной версии о «самого-себя-едящем» А. Х. Лерберг (начало ХIX в.) сопоставлял С. со словом семгоед, И. Лепёхин (ХVIII в.) — с сямай (нечистый) и рус. -ед: поедатель нечистого. В версии Ф. Белявского (начало ХIХ в.) наз. сам-один (живущий одиноко) является русским переводом ненецкого хасава (человек), где хаз — сам, а ово — один (в действительности сам в ненецком — харн, а один — нопой). И. Э. Фишер (ХVIII в.) сравнивал С. с финским суома (болото). Г. Н. Прокофьев считал, что этноним С. происходит от названия одной из групп энцев — samadu (сомату). Наиболее убедительной выглядит версия о происхождении слова С. от саамского самэ-еднэ (земля саамов, земля людей) в комментарии Б. О. Долгих: «Это название было перенесено русскими с саамских племён, занимавших, видимо, когда-то весь север Европейской России, на появившихся здесь позже ненцев, а затем на энцев и нганасанов».
А. В. Головнёв.
|