Селькупы (старое название: остяки, остяко-самоеды), народность, проживающая в Западной Сибири. Выделяются группы северных и южных С. Северные (самоназвание селькуп — «лесной человек») расселены в бассейне р. Таз и Турухан, южные (самоназвание чумыль-куп, суссе-куп, шеш-куп — «земляной человек», «таёжный человек») проживают в Томском Приобье. Расселены в административных границах Красноселькупского района ЯНАО, ХМАО, Туруханского района Красноярского края, северных районах Томской области. По антропологическому типу С. принадлежат к уральской переходной расе; фиксируется европеоидная примесь. Язык С. относится к самодийской группе уральской языковой семьи, включает два наречия: северное и нарымское. По переписям 1897 и 1926—27, численность С. составляла около 6 тыс. чел. По археологическим данным, формирование С. связывается с кулайской культурой раннего железного века и средневековой рёлкинской культурой Среднего Приобья. Впервые С. упоминаются в письменных источниках XVI в., где именуются Пегой Ордой. Насчитывавшая до 400 воинов и возглавляемая князцом Воней Пегая Орда оказывала сопротивление дружинам русских воевод и отрядам кодских остяков (ханты). Воня состоял в унии с ханом Кучумом, но и после падения Сибирского ханства продолжал борьбу за независимость, отказываясь от уплаты русским ясака. После сооружения в 1596 Нарымского острога Пегая Орда была окончательно подчинена московскому царю. Часть С. ушла из Среднего Приобья на р. Таз и Турухан, в результате чего сложилась северная группа.
В XVIII в. С. были обращены в православие. В дорусский период у С. были распространены укреплённые городки коч, обнесённые валом, рвом и частоколом. Позднее селения строились без оборонительных сооружений, на высоких речных берегах. Обычно поселение состояло из небольшого числа жилищ (2—10), установленных в ряд вдоль реки или беспорядочно. Жилищами служили землянки карамо, приваленные песком или дёрном каркасно-столбовые дома пой мо, локоро пой мо и срубные дома русского типа, у северных селькупов — чум мот ненецкого типа. На поселении находились хозяйственные постройки: лабаз корэ для хранения вещей (срубный дом на четырёх высоких столбах), навес карли поры для хранения нарт, лыж, орудий труда, хозяйственной утвари (сооружение с односкатной крышей), конический деревянный сарай пой кут для хранения продуктов. Основные отрасли хозяйства южных С. — охота и рыболовство, в качестве транспорта использовались лошади и собаки. К концу XVIII в. у северных С. развилось оленеводство, заимствованное у ненцев и эвенков. Отличительными чертами оленеводства С. были: небольшой размер стад, полувольный выпас, использование ножных и шейных колодок для оленей весной, сооружение в летний период сараев с дымокурами (отый мо). Средством передвижения северных С. служили упряжка оленей, лыжи (подклеенные оленьим камусом и голицы), лодки-долблёнки. Рыболовство осуществлялось сетями, запорными сооружениями, крючково-остроговыми снастями. Основными охотничьими орудиями являются лук со стрелами, самострельные установки, давящие ловушки. Продукция промыслов составляла основу питания, служила сырьём для изготовления зимней меховой одежды (парка, сокуй), обуви (пеема). Пушнина играла роль торгового эквивалента и средства уплаты податей. В XIX в. меновой единицей была связка из 10 беличьих шкурок (сарум). Во внутр. обмене товарами служили также рыба, олени, лошади, луки со стрелами, лодки. В торговле с русскими на пушнину, рыбу, ягоды, орехи приобретались металлические предметы, оружие, ткань, пищевые продукты. Среди С. выделялись таксыбылькуп (товарные люди), занимавшиеся посреднической торговлей. Родовой организации С. свойственен счёт родства и экзогамные установки по отцовской линии. Роды С. различались по названиям (например, орла, кедровки, медведя, лебедя) и территории расселения. Особую социальную роль играли шаманы тэтыпы, выступавшие в качестве врачевателей, предсказателей, военных вождей, духовных судей. В представлениях С. мирозданием управляли верховный бог неба Ноп, хозяин преисподней Кызы и покровительница земной жизни Илынта Кота (Старуха Жизни). Окружающая природа, по представлениям С., населена духами лозами, которые могли как наказывать человека, так и давать ему удачу и обильный промысел. Главную роль в фольклорных сюжетах играл Ича (Ия, Итте) — сын неба, воитель, защитник людей.
Лит.: Лебедев В. В., Соколова З. П. Селькупы // Этническая история народов Сибири. — М., 1982; Селькупская мифология / Сост. г. И. Пелих. — Томск, 1998.
С. В. Лёзова.
|