Сосьвинские манси, территориальная группа манси. Самоназвание тагт махум («люди реки Тагт»), тагт маньсит. Общая численность — свыше 800 чел. Расселены в бассейне р. Северная Сосьва (манс. Тагт), за исключением бассейна её притока — р. Ляпин. По современному административному делению — территории Берёзовской, Ванзетурской, Игримской, Сосьвинской, Няксимвольской администраций Берёзовского района. За время нахождения в составе Российского государства включались в состав Ляпинской, Сосьвинской, Подгородной волости Берёзовского уезда Тобольской губернии С. м. говорят на северном наречии мансийского языка (верхне-, среднеи нижнесосьвинский говоры сосьвинского диалекта). Относятся к северной этнической группы манси, подразделяются на верхнесосьвинских и нижнесосьвинских. В формировании верхнесосьвинских манси велика роль лозьвинских вогулов, нижнесосьвинских — берёзовских остяков. Соседями на З. являются коми, на С. — ляпинские манси, на В. — северные ханты, на Ю. — лозьвинские, пелымские, кондинские манси. С. м. изначально находились в контакте с русскими, которые особенно повлияли на культурный облик нижнесосьвинской группы. Переселения манси, вызванные укрупнением населенных пунктов во второй половине XX в., привели к изменениям фамильного состава манси Северной Сосьвы. Сейчас в верховьях наиболее распространена фамилия Самбиндалов, а также Анемгуров, Номин и Алгадьев. Фамилия Номин фиксируется здесь с XVIII в. В среднем течении Северной Сосьвы наблюдается разнообразие фамилий (Кугины, Хозумовы, Садомины, Гындыбины, Вынгилевы, Таратовы).
Хозяйство С. м. базировалось на охоте и рыболовстве (охота преобладала у населения верховьев Северной Сосьвы, рыболовство — у населения низовьев). Манси всех населенных пунктов, расположенных на Северной Сосьве вверх по течению от юрты Анеевых, в конце XIX — начале XX в. держали оленей. Роль оленеводства возрастала по мере продвижения к верховьям реки. Начиная от юрты Шоминских вниз по течению Северной Сосьвы коренного населения разводило коров, а от села Сартыньинского — ещё и лошадей. Повсеместно занимались собирательством. В XX в. исчезли многие из поселений С. м. В последней четверти XX в. С. м. проживали в Шайтанке, Ванзетуре, Анеевой, Сартынье, Сосьве, Кимкьясуе, Верхненильдиной, Хулимсунте, Няксимволе, Нерохах, Яны-пауле, Усть-Манье и Хал-пауле. Зимой население верховьев Северной Сосьвы обитало в постоянных поселениях, которые сочетались с временными и сезонными летними селениями (с переносными или сезонными жилищами). Манси, занимавшиеся оленеводством, летом кочевали в предгорьях Урала и жили в чумах. Население среднего и нижнего течения Северной Сосьвы также имело постоянные зимние поселения, дополнявшиеся сезонными летними. Для С. м. были характерны наземные срубные жилища т.н. западных (преобладали в верховьях Северной Сосьвы) и восточных типов, хозяйственные постройки. В пищевом рационе верхнесосьвинских манси преобладали мясные продукты, у нижнесосьвинских — рыбные. Существовали различия в одежде: в верховьях была распространена одежда из оленьего меха, бытовала охотничья накидка-лузан, в низовьях олений мех для одежды не использовался, для женского летнего костюма был обязателен халат, эта одежда имела более богатые украшения. В последней четверти XX в. нижнесосьвинские манси специализировались на рыболовстве, многие были заняты в нетрадиционных сферах производства. У верхнесосьвинских манси по-прежнему ведущую роль играла охота. Оленеводство практически исчезло. Среднесосьвинские манси в равной степени занимались охотой и рыболовством. Всё трудоспособное население было включено в сферу общественного производства.
Е. Г. Фёдорова.
|