Татары сибирские, один из самых крупных этносов Западной Сибири, проживающих на территории современной Тюменской, Омской, Томской и Новосибирской области. По предположительным подсчетам учёных, из 350 тыс. татар, проживавших на территории Западной Сибири в 1992, коренных сибирских татар было примерно 200 тыс.
По мнению А. В. Головнёва, Т. с. происходят от народа «сибир», сложившегося в результате смешения местного угро-самодийского населения с пришлыми сюда в IV в. н.э. хуннами. Проникновение в Сибирь тюркских племён во IV в. н.э. подтверждают Р. Г. Кузаев и Н. Н. Моисеева.
Есть и другие точки зрения. Согласно З. П. Соколовой и Б. Сулейманову, лишь в V—VI вв. с Алтая и центральных районов Казахстана стали переселяться древние тюркские племена. Г. Ф. Миллер и М. Мамонов считают, что проникновение тюркских племён датируется XIII в.
Т. с. сложились в результате смешения угорских, самодийских, тюркских и отчасти монгольских народностей. По мнению Ф. Т. Валеева, процесс консолидации Т. с. в народность завершился в XIX — начале XX в. Н. А. Томилов утверждает, что Т. с. в настоящее время представляют собой межэтническую общность.
Т. с. состоят из 3 этнических групп: томские, барабинские и тоболо-иртышские. На территории округа проживали тоболо-иртышские Т. с., которые делятся на тюменских, тобольских, ясколбинских, или заболотных, курдакско-саргатских и тарских. Наиболее сильное угро-самодийское влияние испытали тобольские и заболотные татары. Соответственно различаются и диалекты языка Т. с.: тобольско-иртышский, барабинский и томский, которые также делятся на ряд говоров. Язык Т. с. в настоящее время бесписьменный: в XIV в. он обслуживался языком казанских татар на основе арабской графики, в 1928—38 — на основе латинской графики, с 1939 — на русской графической основе.
Основными занятиями Т. с. до 1917 было скотоводство, в меньшей степени — хлебопашество и огородничество, а также охота, рыбный промысел и извоз. Торговлей в основном занимались бухарцы. С древности Т. с. известны кожевенное и кузнечное производство. После 1917 основным занятием Т. с. стало сельскохозяйственное производство.
В основной массе Т. с. исповедуют ислам, распространённый среди них проповедниками дервишского мусульманского ордена «Нахшбандийя» с конца XIV в. Главное лицо духовной иерархии в Сибири — ахун. Ему были подведомственны муллы и абызы. Распространение христианства среди Т. с. фиксируется в первой четверти XVIII в. митрополитами Ф. Лещинским и С. Главатским. Православные в среде Т. с. считаются изгоями. До революции обучением занимались муллы в мектебе (начальая школа) и медресе (средняя школа). Курс ограничивался изучением татарской грамматики (арабская графика). Особо одарённые отправлялись в Бухару для завершения образования. Здесь обучали умению читать и понимать Коран. Девочки обучались у дочери или жены (абыстай) местного муллы. В конце XIX — начале XX вв. в Сибири появились новометодные школы (ысул джадит), в которых преподавались также и предметы общеобразовательные. Тогда же в Ембаево, Таре, Тобольске, Томске открылись женские отделения при крупных мусульманских школах. В ХХ в. для Т. с. образовывались советские национальные школы.
В XV—XVI вв. Т. с. имели самостоятельное государство — Сибирское ханство, в 1582 оно пало под натиском дружины Ермака. После присоединения к России вплоть до 1822 Т. с. и бухарцы управлялись своими старшинами (аксакалами), избираемыми населением на 1 год. В XVIII — начале XIX в. судебные разбирательства осуществлялись по нормам обычного права (шариата).
После утверждения в 1822 «Устава об управлении инородцев», Т. с., отнесённые к оседлым народам, были уравнены в правах с государственными крестьянами. Было введено волостное управление. К каждой волостной управе был прикреплён русский писарь. В юртах избирались сельские старосты. По постановлению Временного правительства от 17.06.1917 в Сибири на территории бывших татарских и бухарских волостей образованы земские управы, упразднённые в 1919. В ноябре 1919 созданы ревкомы в бухарских волостях, преобразованные затем в волостные исполкомы. В 1920 в составе Сибревкома образован отдел по делам национальностей (Сибнац). В 1924 в связи с ликвидацией Наркомнаца упразднены и его местные органы. Осуществление национальной политики возлагалось на местные национальные государственные и партийные органы. Во времена советской власти территориальное деление Сибири проходило без учёта национальной специфики Т. с., они во многом были приравнены к русским сибирякам.
В 1988 в Тюменской области создан комитет по возрождению Т. с. во главе с Б. Сулеймановым. 14—15.12.1990 в Тюмени прошёл первый учредительный съезд Ассоциации татар Тюменской области, на нём приняты программа, Устав, избран руководящий орган. Большинство исследователей признают Т. с. самостоятельным народом, отдельным от казанских татар. Однако Д. М. Исхаков, А. П. Дульзон, Л. Заляй, Х. Гимади, Ф. Ахмедов, Р. Фахрутдинов, Г. Галиуллин, М. Магдеев не считают язык Т. с. и их самих самобытным народом и придерживаются позиции, что Т. с. — диаспора татар Поволжья.
Лит.: Головнёв А. В. Об этнической истории сибирских татар // Сибирские татары: история и современность. — Тобольск, 1990; Исхакова С. М., Валеев Ф. Т. Сибирские татары: этнокультурные и политические проблемы возрождения. — М., 1996; Томилов Н. А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI — начале XX вв. — Новосибирск, 1992.
Л. Р. Малицкая.
|