Чудь, изначально этноним, название одного из вымерших западно-финских племён. Упоминается в Начальной летописи, вошедшей в состав «Повести временных лет», как одно из племён, обитавших по соседству со словенами в IX в. Позднее, в X—XI вв., ассимилировано славянским населением наряду с др. финноязычными племенами — мещерой, муромой. Район обитания Ч. частично реконструируется по сохранившимся топонимам (Чудское озера и др.). Вероятно, с этого времени название «чудь» приобрело легендарный характер. В преданиях, поверьях и быличках северорусского населения, коми-зырян, коми-пермяков и саамов чудь, или чудь белоглазая (со светлыми глазами) выступает в качестве аборигенов края. У разных народов образ Ч. неодинаков. У саамов это враги, чаще всего шведы. У европейских ненцев — мифические существа, предсказывающие смерть. В фольклоре коми-зырян и коми-пермяков Ч. (чуды, чуйд) выступают то в виде великанов, то как жившие когда-то обычные люди, отличавшиеся малым ростом и бывшие язычниками, то как вредоносные невидимые духи. Сам термин осмысливается коми как «пугливый, боязливый» (ср. рус. выражения: чудак, чудить — совершать странные, непонятные поступки), что объясняется сюжетами преданий о Ч.-язычниках, которые, не желая принимать христианство, подрубали столбы землянок, погибая при этом, либо убегали на С. или за Урал. Гораздо реже встречаются предания о воинственной Ч., сражавшейся с пришельцами или между собой. Чаще всего языческая Ч. ассоциируется у коми-зырян с дохристианским населением края. С Ч. связываются археологические объекты X—XV вв. (городища и могильники) в Коми. Встречаются предания о Ч.-разбойниках, оставивших заговоренные клады. С переселением коми-зырян, коми-пермяков и северорусского населения за Урал, в бассейне Нижней и Средней Оби, в конце XVI— XIX вв. здесь распространились поверья и предания о Ч. Зауральские коми называют Ч. древних ханты и манси, пассивно сопротивлявшихся татарам. У русского старожильческого населения Урала и Западной Сибири сохранились предания о Ч., заживо зарывшей себя со всеми своими сокровищами. Поэтому места, именуемые чудскими ямами, буграми (остатки древних жилищ, могил, курганов), издавна являются объектами кладоискательства. Т. о., представления о Ч. в течение последнего тысячелетия претерпели трансформацию: от имени западно-финского народа — к назв. аборигенов-язычников (предков коми, ханты, манси, ненцев и древнего нас. без этнической привязки). Существуют представления иррационального характера, по которым Ч. выступает как невидимый народ, живущий в «параллельном» мире и обладающий чудодейственными способностями (домовые, банники, овчинники и т.п.).
Лит.: Рочев Ю. Г. Национальная специфика коми преданий о чуди. // Научные доклады. VI международный конгресс финно-угроведов. — Сыктывкар, 1985.
С. Г. Пархимович.
|