Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Этногенез обских угров
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Народы и языки

Этногенез обских угров

Этногенез обских угров, процесс сложения новой общности на базе ранее существующих компонентов. Ханты, манси и венгры относятся к угорской языковой общности, которая, в свою очередь, наряду с самодийской и финской ветвями образует уральскую языковую семью. Специфика природной среды и влажный климат лесной полосы привели к образованию в этой зоне независимых морфологических комплексов древнего человека. В результате в Северной Евразии сложилась самостоятельная антропологическая формация, генетически не связанная ни с восточными, ни с западными очагами расообразования, сформировавшаяся на основе местных верхнепалеолитических племён. Остатки этих древнейших расовых комплексов явились одним из компонентов уральской расы и субарктического расового типа. Можно предполагать взаимосвязь данного населения с восточноевропейскими вариантами Прибалтики до Зауралья. Речь идёт о морфологическом сходстве компонентов, явившихся основой формирования популяций Западной Сибири, Приуралья и лесной полосы Восточной Европы. Теория автохтонного формирования уральской расы разделяется в настоящее время многими антропологами и лингвистами. Скорее всего, прародиной древних уральцев был Евразийский Север, где это своеобразное расовое образование формировалось преимущественно на местной основе без каких-либо серьёзных вторжений извне. Изучение археологических памятников, оставленных древнейшими уральцами, свидетельствует о достаточно дифференцированном развитии её носителей. В конце сороковых годов В. Н. Чернецов выдвинул гипотезу, активно поддержанную С. В. Ивановым, о сходстве обско-угорских (хантыйских и мансийских) геометрических орнаментов и орнаментов на артефактах раннего железног века. В настоящее время в Западной Сибири открыты усть-полуйская и кулайская культуры эпохи раннего железа, имеющие геометрическую фигурно-штамповочную орнаментацию, в т.ч. и меандровидные фигуры, которыми украшались не только посуда, но и разнообразные предметы из кости и металла. Именно с этими орнаментальными элементами прекрасно коррелируют сюжеты линейного геометрического орнамента ханты и манси, который и сегодня является типичным для украшения их одежды, а также культовых предметов. Исходя из данной посылки можно полагать, что носителями кулайской культуры были древнейшие угры, населявшие южнотаёжную зону Приобья. Они обладали специфическими особенностями культуры, характерными орнаментами. Активно контактируя с соседними, более южными культурами, этнически ираноязычными, большереченской и саргатской, угры восприняли от них некоторые иранизмы в языке и мифологии. На рубеже II—I вв. до н.э. южные угры начинают активные миграции, прежде всего в Нижнее Приобье и Прииртышье. На Севере они смешиваются с автохтонным населением, формируют усть-полуйскую культуру, а на Западе, в Прииртышье, потчевашскую. Обе эти культуры являются, по мнению В. Н. Чернецова, древнеугорскими. Благодаря исследованиям уральских археологов В. М. Морозова, Л. М. Тереховой, Н. В. Фёдоровой, Ю. П. Чемякина, был накоплен значительный материал, позволяющий представить себе картину культурно-исторического развития данного региона от эпохи неолита до позднего средневековья. Основываясь на нём, можно сделать вывод, что с переходом в среднетаёжное Приобье кулайцев-саровцев культура здесь развивается автохтонно и проходит карымский, оронтурский (или зеленогорский и кучиминский), кинтусовский, сайгатинский этапы в своём развитии. Налицо явная эволюция одной культурной общности с присущей ей преемственностью в орнаменте посуды, сюжетах и стиле бронзового литья, домостроительстве и возведении оборонительных сооружений. Сильнейшая тюркская экспансия с Юга привела к тому, что границы данного этнокультурного образования сдвинулись к Северу. Несмотря на сильное тюркское воздействие на угорский этнос, последний всё же оставался преобладающим, благодаря чему группы ханты, хотя и тюркизированные до известной степени, продолжали бытовать в Прииртышье, о чём говорят исследованные здесь памятники эпохи позднего средневековья: погребения, святилища, антропологический материал. Последующая экспансия тюрок в Приобье привела, как и в Прииртышье, к активной тюркизации местного населения. В XVI—XVII вв. наблюдается проникновение на Север чулымских тюрок, что ещё более усложнило состав населения, проживавшего в Среднем Приобье, где помимо селькупов обитали ханты, тунгусы и, вероятно, кеты. Таким образом, прародиной угров правомерно считать южно-таёжное Приобье и Среднем Прииртышье, где впоследствии, в эпоху раннего средневековья, формируются этнокультурные образования северных и южных ханты, манси, проживающих здесь вплоть до настоящего времени. В южнотаёжном Приобье, в результате сложных этнокультурных процессов, сохранились лишь незначительные группы ханты, и в эпоху средневековья сформировались смешанные угро-самодийские племена. Поэтому Э. о. у. специалисты рассматривают нераздельно с этногенезом селькупов, что вызвано территориальной близостью, большим сходством в культуре, сходством в названии (те и другие когда-то назывались остяками), принадлежностью к одному и тому же хозяйственному типу.

Лит.: Соколова З. П. К проблеме этногенеза обских угров и селькупов // Этногенез народов Севера. — М., 1980.

В. И. Молодин.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Морозов В. М.
Терехова Л. М.
Федорова Н.В.
Чемякин Ю. П.
Чернецов В. Н.
География
Топографические ориентиры/Западная Сибирь
Топографические ориентиры/Нижнее Приобье
Топографические ориентиры/Прииртышье
Топографические ориентиры/Среднее Прииртышье