Литература русская в округе. В начале XIX в. в миссионерских школах на территории Тобольского Севера писались нравоучительные рассказы с библейскими мотивами, святочные рассказы. С образованием автономного округа и появлением местной прессы возникли литературные кружки, в газетах помещались небольшие прозаические произведения, стихи. Попытку наладить литературную жизнь партийно-советские органы предприняли в феврале 1967 — состоялся I-й окружной семинар молодых литераторов региона.
В 60-е началась творческая жизнь М. Анисимковой, Н. Смирнова, поэта Н. Шамсутдинова и др. В 70—80-е в региональной литературе зазвучали имена В. Волковца, Б. Зуйкова, Н. Коняева, В. Острого, М. Речкина (недолгое время связанного с Нижневартовском), Л. Сидорова, Г. Слинкиной, С. Сметанина, Н. Сочихина, П. Суханова, А. Шпака и др.
Плодотворным для Л. р. в крае оказалось образование Угро-Ямальской писательской организации (1991), которую возглавил А. Тарханов. Открытие издательств, журнала «Югра» (1990), литературно-художественного альманаха «Эринтур» (1996) способствовали подъёму в творчестве писателей. Русская литература осознала своё духовно-нравственное предназначение, освоила все современные жанры и стили, создала произведения, связанные с новым пониманием диалога культур древней Югры. Процесс формирования и развития Л. р. в ХМАО связан с бумом публицистики, темой освоения месторождений нефти и газа Среднего Приобья. Авторы осваивали идейно-художественные формы для воплощения героико-романтического начала своего времени. Лирика уступала место публицистической поэме и поэтическому репортажу (сборник «Обновлённая Югра: к 40-летию ХМАО», Свердловск, 1970; «Обновленная земля: 50 лет ХМАО», Свердловск, 1980 и др.). Однако переход Югры в стадию советской индустриальной цивилизации не показан местными авторами в крупных эпических формах. Лишь лирико-романтические дневники В. Козлова (периодика 70-х), книга очерков Н. Смирнова «1000 шагов к Самотлору» (напечатана в 70-е) пытались запечатлеть эпический портрет современности. Духовно-нравственный кризис времени заметили в рамках советского строя и изобразили М. Анисимкова, В. Козлов, В. Плесовских, С. Сметанин и др. В начале 80-х тему бездуховности в русле рабочей темы затронул Н. Смирнов (очерки и рассказы в книге «Глубинные горизонты», 1990). Духовное самочувствие рабочего человека показано в «Хронике ночей бурильщика Грищука» — повести В. Острого (1980). Нравственные коллизии эпохи затронула в повести «Лицом к ветру» М. Анисимкова (Свердловск, 1984). В 70-е у Н. Шамсутдинова заметен поворот от героики к освоению духовной истории края («Перегон оленей», «Путина», «Обские ритмы», «Сибирь», «Югра», «Брошенная деревня», «Сибирский характер» и др.). Вершиной творческих исканий 70—80-х стал роман-сказание А. Коньковой и Г. Сазонова «И лун медлительных поток...» (Свердловск, 1982), редкий пример духовно-эстетического взаимодействия мансийской и русской культур. Исторический роман М. Анисимковой «Ваули» (1980) посвящён руководителю народного восстания XIX в. Ваули Ненянгу. В 90-е М. Анисимкова создала исторические романы на сюжеты из русской истории, связанные с Сибирью: в 1994 — роман «Порушенная невеста», по мотивам легенды о трагической судьбе Марии — старшей дочери князя А. Д. Меншикова, сосланного с семьёй в Берёзово; в 1997 — роман «Плач гагары», о судьбе рода Долгоруких. Углублением реалистических исканий отмечено творчество Н. Коняева. В книге «Сборщик дани» (1992), «Перековка» (1993), «Чужая музыка» (1994), «Околоток Перековка» (1996) отражён драматизм российских реформ в Западной Сибири.
Увидели свет первые публикации В. Грушина и Д. Сергеева (Сургут), А. Губанова и А. Загородного (Советский), В. Мазина (Нижневартовск), А. Кузнецовой, Г. Хорос (Ханты-Мансийск), С. Ковальчука (Радужный), М. Юргенсон (Мегион) и др. Вызывает интерес продолжение традиций русской охотничьей литературы в творчестве Н. Патрикеева.
Лит.: Лагунов К. Портреты без ретуши. — Тюмень, 1994; Литература Тюменского края / Авторы-составители Данилина Г. И., Рогачёва Н. А., Эртнер Е. Н. — Тюмень, 1997.
В. А. Рогачёв.
|