Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Повесть в литературе хантыйской
Рубрикатор / Литература/Литературная жизнь

Повесть в литературе хантыйской

Повесть в литературе хантыйской, наиболее удобная жанровая модель эстетического завершения мира и человека для прозаиков коренных народов Западной Сибири. Она пластична и генетически связана с древними образцами устного и письменного повествования, где не было личностной выделенности из мира, характерной для нового времени. В основе конструкции П. — изображение индивидуальной судьбы, отдельного процесса действительности и лишь указание на его связь с условным целым мира. Мир для ханты всегда больше человека, который является его частью, фрагментом. Индивидуальная жизнь видится как процесс, и только в его границах человек ответственен перед бесконечным и родом. П. отвечает такому соотношению человека и мира. Она не требует радикальной событийности в духовной эволюции героя, а также овладения автором «социальным многоязычием» (М. М. Бахтин). Этот жанр легче и естественнее других приспосабливаем к мифологической и эпической закрытости сознания коренных народов Западной Сибири, сформированной образом жизни и ещё недавним неписьменным характером культуры. Сказанное объясняет, почему, например, роман Е. Д. Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари» был первоначально задуман и написан как П. и лишь затем жанрово трансформирован, а произведение «Старшой» в разных источниках обозначается то как «маленькая повесть», то как «рассказ». Хантыйские прозаики работают в жанре П. весьма часто и на небольшом временном отрезке создают по несколько произведений, что также свидетельствует о соответствии миромоделирующих возможностей данной формы ментальности народа. Хантыйский писатель — автор повести, в отличие от романиста не должен по жанровым стандартам конструктивно и соразмерно прописывать свой мир и мир техногенной несеверной цивилизации, от которого во многом зависит судьба родных территорий, как единое целое. Он имеет возможность в П. сохранить малый и большой миры в качестве относительной гармонической целостности (пусть весьма условной), обобщённо публицистически охарактеризовать жизнь чужой цивилизации, но оставить за героем свободу отношения к ней, подчеркнуть необязательность, вариативность пути (выбора) персонажа, связь которого со средой не отличается жёсткостью. При этом переходы от изображения героя к изображению среды и наоборот могут быть слабо мотивированы, непропорциональны — это вполне допустимо жанровой моделью.

С произведениями данного жанра хантыйские писатели чаще всего и входили в «большую литературу», и по ним большей частью известны широкому читателю: пример этому «В ожидании первого снега», «В тени старого кедра», «Я слушаю Землю», «Ханты, или Звезда Утренней Зари», «У гаснущего очага» Е. Д. Айпина; «В гнёздышке одиноком...», «Средний мир» Анны из Маланга», «Касания цивилизации» Т. А. Молдановой; «Ранний ледостав», «В ожидании сына», «По следу», «Ланги», «Гул далёкой буровой», «Сорок северных ветров», «Особая командировка», «На нерестовой реке», «Счастливые деньки на Шум-Югане» Р. П. Ругина.

Лит.: Качмазова Н. Г. Современная русскоязычная проза народов Севера (к проблеме взаимодействия различных национальных культур в литературе). Автореферат дис. канд. филол. наук. — Екатеринбург, 1995; Лебедев В. Д. Манси. Очерк истории литературы. — Тобольск, 1995.

О. К. Лагунова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Айпин Еремей Данилович
Бахтин М. М.
Молданова Т.А.
Ругин Р. П.
География
Топографические ориентиры/Западная Сибирь