Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Тематика литератур мансийской и хантыйской
Рубрикатор / Литература/Литературная жизнь

Тематика литератур мансийской и хантыйской

Тематика литератур мансийской и хантыйской (греч. thema, букв. — то, что положено [в основу]) обычно понимается как отобранный писателем круг явлений из многообразия жизни, ставший предметом изображения, имеющий определенную общность и структурированность. В поэтиках XX в. состав раздела «Тематика» формулируется и строится по-разному. В мансийской и хантыйской литературах можно выделить несколько тематических блоков. Первый блок — соотношение «большой» и «малой» родины, то есть страны в целом и родной земли. Второй блок — межэтнические контакты (преимущественно аборигенного населения и русского). Третий — история земли и рода. Четвёртый — индивидуальная судьба. Базовым является третий блок. История родной земли предстаёт как история рода. Если персонаж из старшего или среднего поколения, воевал в Великой Отечественной войне, то к третьему блоку подключается первый, соотношение «большой» и «малой» родины решается автором как эпически гармоничное. К этим блокам может быть подключён второй блок (напр., персонаж из среднего или младшего поколений принимает участие в нефтяном освоении территории), в таком варианте изображение и оценка явлений не имеют обычно столь однозначно положительного характера. Данные тематические вариации могут друг друга дополнять, уравновешивать, усложнять. В качестве гибкого, в определенной мере примиряющего механизма выступает четвёртый блок. Он позволяет «уход» из родного мира, «возвращение» или балансирование между «большим» и «малым» мирами (учёба, работа, брак с инородцами) трактовать как индивидуальный выбор, как «случай», не затрагивающий основы общей жизни нации, а значит, даёт возможность его более объективно исследовать чаще всего в приспособленных к ментальности коренных малочисленных народов жанрах (повесть, поэма, рассказ). Кроме того, четвёртый блок может значительно смягчать взаимодействие второго и третьего путём создания фигуры справедливого и доброго инородного героя, тем самым амортизировать драматизм изображения общего колонизаторского освоения территории. Наиболее гармоничным из четырёх выступает именно третий тематический блок, особенно если выходы за пределы своего «малого» мира в произведении приглушены или периферийно обозначены. Это даёт возможность показать единство природного и жизненного циклов аборигенного населения в естественных ритмах детально и самобытно, без публицистических прорывов к инонациональному читателю. Способами общения тематических блоков выступают ситуации перемещения через границу «своего» мира (отсюда мотивы ухода, возвращения, путешествия, преждевременности, визита, встречи, рассказывания — воспоминания, обучения — испытания). Тематика мансийской и хантыйской литератур во многом определяет их проблематику и другие уровни поэтики.

Лит.: Пошатаева А. В. Литературы народов Севера. — М., 1988; Нёмысова Е. А. Хантыйская литература в школах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. — Ханты-Мансийск, 1996.

О. К. Лагунова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника