Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Фольклоризм литератур хантыйской и мансийской
Рубрикатор / Литература/Литературная жизнь

Фольклоризм литератур хантыйской и мансийской

Фольклоризм литератур хантыйской и мансийской. Основные периоды в развитии литератур манси и ханты: 1) 30—50-е — возникновение и формирование; 2) 60—80-е — деятельность писателей, вобравшая опыт мировой и русской литературы; 3) 90-е — время возвращения к исконным корням, возрождение национального самосознания. В 30—50-е литературное творчество ханты (Г. Лазарев, К. Посохов, Д. Тебетев) и манси (М. Вахрушева, П. Чейметов (П. Еврин)) представляло собой обработки фольклорных произведений или повествования, несущие мифо-фольклорное мировидение — пантеизм, порождающий аналогию человеческого мира и мира природного, традиционная поэтика проявлялась здесь в сочетании стиха и прозы, ритме, тавтологии, аллитерациях. Но герой письменной литературы уже по-иному существовал во времени, чем герой устно-поэтического произведения, он уже не был «постоянен во времени» (А. Пошатаева), его жизнь воплощалась в его прошлом, настоящем, предугадывалась в будущем. Именно в этот период начинается процесс наращивания личностного потенциала героя, обращение к жанру автобиографического произведения (М. Вахрушева, «На берегу малой Юконды», становится проявлением самопознания автора и его героя. Авторы литературных произведений, создавая образ героя, помещают его в пространство, где сочетаются историческое и мифическое время, что углубляет психологизм повествования, служит выявлению социального смысла происходящего. Но чаще всего в этот период мифо-фольклорную модель мира используют в этнографических целях, отсюда — эклектичность включения устно-поэтических форм в письменное литературное произведение. Органичнее осуществлялось вхождение мифологии и фольклора в литературное произведение в творчестве ханты и манси 60— 80-х. Наиболее характерный вариант взаимоотношений мифо-фольклора и цивилизованной моделей мира — параллелизм двух миров: цивилизованного и мифо-фольклорного (манси — Ю. Шесталов, «Синий ветер каслания», ханты — Е. Айпин, «Я слушаю Землю»). Одно из основных явлений в хронотопах литератур Севера — метаморфоза (явление, основанное на способности духовной или материальной сущности к вариативности бытия). Социальные, психологические человеко-природные, пространственные метаморфозы воплощают мифический принцип всеобщей связи. Главной метаморфозой в литературах ханты и манси является социальная: метаморфоза земли предков, где реализуются самые смелые мечты, воплощённые ранее только в мифо-фольклорных представлениях (Ю. Шесталов, «Когда качало меня солнце»). В рамках этой основной метаморфозы трансформируется мифическое понятие прецедента: в сознании героев устанавливается нехарактерная для первобытной культуры связь между прецедентом (прошлым временем) и временем будущим. Взаимодействие мифо-фольклорного и цивилизованного начал обнаруживается в системе художественных образов произведений: при её создании применяются приёмы (аналогия, антитеза), характерные для сказки, но параллель «человек—животное» уже наполняется психологическим смыслом. Жанровые особенности северной прозы периода 1960—80-х также порождены взаимодействием цивилизованного и исконного начал. Контаминация жанров в художественной системе повести Ю. Шесталова «Тайна Сорнинай» служит одним из проявлений закономерностей, характерных вообще для современных литератур народов Севера: когда осмысление темы «человек и природа» происходит в рамках стихийной философии жизни, наблюдается гармоничное слияние жанров, генетика которых в разных типах культур; когда же в поэзии автора побеждает социоустановка, жанры соединяются механически. В основе семантики жанровых симбиозов — кризис узкосоциологической концепции человека и общества. Возрастает значимость национальных, этнокультурных, природных явлений и процессов. Это отражается в жанровой «переходности» северной прозы. Начало третьего этапа (1990-е) в развитии хантыйской и мансийских литератур обозначил «Огонь исцеления» Ю. Шесталова (издан в 1989). Обличение хищнической сущности власти становится в нём формой национального самоутверждения на содержательном уровне, а актуализация фольклорных жанров, обрядов (игрище), шаманского камлания в тексте произведения — формой национального самоутверждения на уровне эстетическом. Повесть Е. Айпина «У гаснущего очага», являющаяся переработкой повести «Я слушаю Землю», воплощает стремление автора к обобщениям, идеализации прошлого своего народа, природы хантыйского края. В современной прозе Севера диалог различных национальных культур осуществляется посредством сопряжения стилей, их соперничества, взаимодополнения, сотрудничества в постижении отношений прошлого и настоящего, инокультуры и культуры исконной. Авторы, разочаровавшись в жестоких соц. экспериментах, обращаются к понятиям экзистенциальным, онтологическим (понятиям рода, семьи, ребёнка), способствующим преодолению роковой обречённости человека.

Лит.: Пошатаева А. В. Литературы народов Севера. — М., 1988.

Н. Г. Качмазова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Айпин Еремей Данилович
Вахрушева М. П.
Лазарев Г. Д.
Посохов К.
Пошатаева А.
Тебетев Д.
Чейметов (Еврин) Б.
Шесталов Юван (Иван) Николаевич