С 12 июня по 8 июля в Сургуте проходила I Международная Сибирская фотобиеннале-2003. Несколько сот фотографий из 7 стран мира и многих регионов России были размещены на нескольких площадках - в Сургутской художественной галерее, Музейном центре, Художественно-промышленном колледже.
Автор идеи и куратор проекта, председатель регионального отделения Союза фотохудожников России Георгий Корченкин получил грант губернатора Ханты-Мансийского автономного округа, заручился поддержкой администрации Сургута, окружного департамента культуры, ЗАО "Диорит" и Союза фотохудожников России. На фотобиеннале представлены небольшие авторские коллекции, разделенные на две номинации: свободная тема (категория А) и жизнь народов Севера (категория Б). В отличие от большинства провинциальных фотофорумов, Сургут удивил хорошей отобранностью работ. Здесь почти не было ни доморощенного сюрреализма, ни бесконечных сладеньких цветов и девушек в разной степени раздетости.
Особенно хороши были внеконкурсные коллекции членов жюри - Збигнева Коста (Амстердам), Детлева Штайнберга (Берлин), Альгимантаса Александравичуса (Вильнюс), частично показанные на отдельных щитах в экспозиции, частично - на мастер-классах.. Жюри возглавлял председатель Союза фотохудожников России Андрей Баскаков, ему помогали уже названные выше мастера, а также директор парижской фотошколы - Марк Гроссе. На фотобиеннале приехали десятки фотографов, журналистов, были приглашены искусствоведы - Иван Порто (Москва, МК РФ), Владимир Назанский (Новосибирск, куратор Новосибирской биеннале графики).
Победителям вручался приз "Полярная сова" и денежная премия. Кроме того, все участники выставки получили каталог и памятную медаль. В категории А (свободная тема) 1-е место присвоили калининградскому фотохудожнику Юрию Павлову за коллекцию "Смывающие грехи, или мужские слезы"; 2 место получил Владимир Машуков (Москва) за коллекцию "Люди в красном"; 3-место - Игорь Лагунов (Магнитогорск) за коллекцию фотографий о жизни в психиатрической больнице для несовершеннолетних правонарушителей "Другая жизнь".
Событийная программа фотобиеннале включала мастер-классы членов жюри, выезд на пленэр в хантыйское село Рускинское, дискуссии, круглый стол. В дискуссиях обозначился ряд проблем. Часть проблем была связана с вопросами организации, оценки, экспозиционной структуры. Новосибирский фотограф Евгений Иванов предложил в следующий раз увеличить число номинаций; ввести премии за лучший портрет, пейзаж и т.д. Далеко не все участники были согласны с решениями жюри. Проблема оценки во многом связана с смешением традиционной фотографии и "контемпорари-арта", т.е. новейших течений визуального искусства. Фотография стала одной из наиболее распространенных технологий в контемпорари-арте. Именно такая фотография - скорее соразмерная с концептуальным, чем с документальным началом, была отмечена жюри.
Будучи физически фотографией, она заряжена другими смыслами и построена по другим принципам. В экспозиции наметился некоторый конфликт эстетик, усиленный предпочтениями международного жюри, тем не менее ни у кого не возникло желания подвергнуть остракизму ту или иную часть экспозиции. Все сошлись на том, что профессионализм по-прежнему остается общим знаменателем оценки, и что происшедшая Фотобиеннале, организованная с умом и размахом, дала уникальный шанс знакомства, общения, сотрудничества десяткам съехавшимся в Сургут мастерам фотографии, сотни участников получили творческий стимул, а тысячи зрителей - возможность увидеть основные тенденции современной фотографии.
Источник: art-novosibirsk.ru
|