В современной государственной политике России особое место занимают малочисленные народы. Это отражено в Конституции РФ, которая гарантирует защиту их прав и интересов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ст.69), защиту их исконной среды обитания и традиционного образа жизни (ст.72). Конституционные нормы позволяют формировать принципы российской национальной политики, правового поля в отношении коренных малочисленных народов Севера.
Основные гарантии прав коренных малочисленных народов закреплены в Уставе Ханты-Мансийского автономного округа. В целях поддержки жизнедеятельности коренных малочисленных народов в округе принято около 40 нормативных правовых актов. В 2001 году приняты Законы: "О языках коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа", Закон "Об общинах коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе", "Об охоте и охотничьем хозяйстве на территории Ханты-Мансийского автономного округа", "О рыболовстве", "О традиционных видах деятельности коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе", "О программе социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа на период с 2002 по 2006 годы". В стадии разработки и принятия находятся законопроекты "О территориях традиционного природопользования в Ханты-Мансийском автономном округе", "О родовых угодьях в Ханты-Мансийском автономном округе", "О национальных предприятиях в Ханты-Мансийском автономном округе", "О фольклоре", "Об оленеводстве на территории Ханты-Мансийского автономного округа".
Реализации государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории округа, уделяется большое внимание со стороны Правительства Ханты-Мансийского автономного округа и органов местного самоуправления. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2001 года № 564 утверждена федеральная целевая программа экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера до 2011 года, приоритетным направлением которой определено повышение уровня жизни коренных малочисленных народов Севера через развитие традиционных отраслей хозяйствования на основе внедрения новых технологий переработки продукции, обеспечение жильем, сохранение и развитие самобытной культуры, языка и традиций.
Опыт Ханты-Мансийского автономного округа в области законодательной деятельности является уникальным прежде всего потому, что впервые в Российской Федерации были разработаны и закреплены важнейшие правовые нормы:
1. Определен и закреплен статус коренных малочисленных народов Севера как коренного населения в центральном правовом акте автономного округа - Уставе (Основном законе) от 24 апреля 1995 года.
2. Определен и реализован институт представительства интересов народов Севера в органах государственной власти автономного округа (Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера Думы Ханты-Мансийского автономного округа).
3. Определена и закреплена форма осуществления местного самоуправления коренными малочисленными народами Севера в местах компактного проживания - Закон автономного округа "Об общих принципах организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе" (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа 20 декабря 1995 года).
4. Разработан механизм взаимоотношений субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территориях традиционного проживания и ведения традиционного хозяйствования, и коренных малочисленных народов Севера.
Разумеется, нельзя говорить о разрешении всех проблем коренного населения посредством законодательной деятельности. Но есть желание органов государственной власти автономного округа формировать и развивать законодательство, позволяющее разрешить важнейшие вопросы жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера как коренного населения автономного округа и представителей уникальных этносов.
Деятельность органов государственной власти автономного округа в области нормативно-правового регулирования вопросов жизнедеятельности народов Севера состоит из нескольких направлений:
- определение и закрепление статуса коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа и защита их интересов;
- участие в обсуждении проектов федеральных законов, затрагивающих интересы коренных малочисленных народов Севера, разработка проектов федеральных законов по вопросам социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера;
- определение правового статуса территорий традиционного природопользования и хозяйственной деятельности народов Севера;
- законодательное регулирование различных видов хозяйственной деятельности коренных народов Севера;
- социальная защита коренных народов Севера;
- установление льготного налогообложения как для физических лиц, так и для юридических лиц (национальных предприятий и общин, занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности - добыча, переработка рыбы, охотничий промысел, оленеводство, сбор и переработка дикорастущих плодов, грибов и орехов, народно-хозяйственные промыслы, имеющих в своем составе не менее 50 процентов работающих из числа коренных малочисленных народов Севера);
- разработка и принятие программ социального и экономического развития народов Севера;
- разработка и принятие подзаконных актов, направленных на реализацию федеральных законов и законов автономного округа.
|