Память служит механизмом передачи социального опыта от предыдущих поколений к последующим и обеспечивает преемственность, которая является гарантией и движущей силой развития человеческой цивилизации, поэтому стремление сохранить память является естественным и необходимым условием жизни как отдельного человека, так и общества в целом.
Память - это, конечно, предельно общее, абстрактное понятие. Ее наиболее полным воплощением являются все же объекты реального мира - "генераторы духовной энергии", как назвал их русский писатель Ф. Абрамов. В русскоязычной нормативно-правовой и делопроизводственной лексике сейчас их называют "объектами культурного наследия".
По своему характеру они делятся на две группы. Первая - это небольшие по своим физическим характеристикам предметы, способные к перемещению в пространстве, - иконы, картины, монеты, предметы быта "старины глубокой" и тому подобное. Их называют "движимые объекты культурного наследия". Во вторую группу входят масштабные творения рук человеческих, которые неотъемлемы от места их создания, - крепости, заброшенные и уже сокрытые в толще земли поселения, некрополи (кладбища), отдельные дворцы и дворцовые ансамбли… Соответственно и называют их "недвижимые объекты культурного наследия".
К памятникам истории и культуры народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и иными предметами материальной культуры.
Поскольку общество всегда осознавало, что сохранение памяти, в том числе и овеществленной, является гарантией его дальнейшего существования и развития, оно не жалело сил для этой деятельности. Формы выбирались разные - в зависимости от характера опекаемого объекта. Движимое наследие передавалось из поколения в поколение в семейных хранилищах, общественных институтах - сначала только в религиозных (языческих святилищах, храмах, монастырях), а затем и в светских (музеях, галереях, архивах).
Способы сохранения недвижимого наследия тоже были разными - каждая эпоха, сообразуясь с уровнем своей экономики, моделью социальной организации и своеобразием традиций, создавала свои механизмы и институты.
В истории нынешней Югры тоже имеется протяженный сюжет, касающийся отношения государства и общества к местному культурному наследию.
Долгие века это отношение не знало проблем. Конечно, какая-то часть памятников древних культур (а это в данном случае исключительно объекты археологии) исчезала: размывалась половодьями, развеивалась ветрами, разрушалась лесовалами… Но это был, так сказать, естественный отбор, причем не слишком активный. Человек участвовал в уничтожении историко-культурного наследия в минимальной степени. Во-первых, хозяйство коренного населения, основанное на охоте и рыболовстве, не требовало масштабных земляных работ, а значит, и не тревожило законсервированные грунтовыми отложениями археологические древности. Во-вторых, приверженцы языческого мировоззрения остерегались наносить ущерб останкам прошлого из боязни прогневить мертвецов, своих или чужих богов.
Ситуация изменилась с приходом российского населения. Земледельческое содержание новой культуры вызвало масштабные вырубки и раскорчевки леса, распашки. Последнее имело своим следствием всё более и более возраставшие разрушения археологических памятников. Многие этнографические объекты культового характера были уничтожены в ходе миссионерской деятельности. Внесли свою лепту в ликвидацию объектов культурного наследия и "бугровщики" - так называли алчных разрушителей старых могил.
Поэтому власти на местах вынуждены были иногда включаться в процесс охраны культурного наследия. Так, 25 мая 1610 года после жалобы остяков Березовского уезда царь Василий Шуйский подписал специальный указ. По нему, во-первых, осквернители могил - березовский казак Михайло Иванов с подельниками - были "биты кнутом нещадно"; во-вторых, предписывались строгие меры охраны местной культуры: "…Да и впредь о том заказ велети б есте учинить крепкой, чтобы служивые и всякие люди, и новокрещенцы у остяков Березовского уезду шайтанов не грабили, а могил у мертвых остяков не раскапывали, и обиды остякам никоторые не чинили". Как видно из документа, весь набор действий был предпринят очень энергично - и нормативный общегосударственный акт, и оперативные мероприятия по факту уголовного преступления в деле охраны культурного наследия, и приговор, и приведение его в исполнение. Этот случай можно считать первым зафиксированным фактом государственной охраны культурного наследия на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Через два года этому направлению государственной политики в округе исполнится 400 лет.
Проблема сохранения объектов культурного наследия, прежде всего археологических, для Западно-Сибирской низменности, включая, разумеется, и Югру, актуализируется ландшафтными особенностями территории. Огромная площадь региона занята водоемами и болотами и непригодна для обитания человека. Поэтому и в седой древности, и в этнографическое время, и после появления русских поселений люди пытались обустроиться на одних и тех же благоприятных участках. При этом, освоение жилого пространства каждым новым поселенцем начиналось с расчистки территории, и именно такие периоды наиболее опасны для сохранения культурного наследия.
Нельзя сказать, что охраной культурного наследия в округе, в Сибири, во всей стране в XX в. никто не занимался, Как и нельзя утверждать, что это привело к каким-то эффективным результатам. Еще в 1920-х гг. сторонники сохранения сибирской культуры писали: "Мы привыкли рассматривать Сибирь с узкой точки зрения ее природных ресурсов, забывая о ее культурных богатствах, к которым в первую очередь надо отнести памятники доистории, разбросанные по всей территории Сибири…". А ведь тогда о сибирских углеводородных сокровищах еще никто не ведал и о вызванных этими открытиями глобальных изменениях сибирских реалий никто не догадывался.
Очевидно, что перекос общественного внимания между "природными ресурсами" и "культурными богатствами" через полвека, когда начался новый период югорской истории с журналистским штампом "Большая нефть", только увеличился. Формирование промышленной инфраструктуры (тем более инфраструктуры нефтегазового комплекса - развернутой в пространстве, беспрестанно требующей территориального расширения), резкий рост населения, увеличение территории для проживания - эти и некоторые другие факторы резко обострили проблему сохранения памятников истории и культуры.
Закон о сохранении историко-культурного наследия тогда существовал, но хозяйственники не торопились его выполнять - с них требовали только тонны, кубометры и километры. Эфемерное культурное наследие под эти единицы измерения общественного развития не подпадало. Специального органа государственной власти для контроля за исполнением соответствующего закона тоже не существовало. Тюменский облисполком, уполномоченный исполнять эти функции, был далеко. Именно в те годы археологическим ресурсам округа был нанесен заметный ущерб. Забегая вперед, нужно сказать, что сегодня Служба государственной охраны объектов культурного наследия совместно с нефтяными структурами проводит аварийно-спасательные работы на памятниках, которые попали под нож бульдозера еще в тот бесконтрольный период начала нефтяного освоения края.
Де-факто функции органа охраны историко-культурного наследия в те годы в определенной степени взяли на себя археологи - специалисты Уральского госуниверситета, уже много лет работавшие в округе. Они занимались научным изучением археологического наследия, проводили масштабные аварийно-спасательные раскопки на Барсовой горе под Сургутом, вели учет объектов и по мере сил и возможностей осуществляли контроль. Однако назвать это системой нельзя.
Система сохранения культурного наследия поэтапно начала формироваться после наделения Ханты-Мансийского автономного округа статусом субъекта Российской Федерации - в 1992 году. Уже в том же году была утверждена концепция сохранения и использования историко-культурного наследия округа. Она вобрала в себя основные направления развития и принципы организации системы контроля за состоянием объектов культурного наследия, определила стратегию формирования региональной нормативно-правовой базы.
Энергичное включение в сферу охраны историко-культурного наследия окружных органов власти и управления всех уровней позволило довольно быстро, за четыре года создать в Югре правовую и организационную основы системы. Было принято несколько основополагающих нормативных актов - прежде всего, закон "О сохранении и использовании историко-культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа". В органах исполнительной власти появилось специально уполномоченное подразделение окружного управления культуры - отдел по сохранению и использованию историко-культурного наследия. Подобные структуры и должности начали возникать и на местах - в Нефтеюганском, Нижневартовском, Советском, Сургутском районах.
Было введено условие передачи в местные музеи всех материалов археологических раскопок на территории округа. Ведь до тех пор действовала порочная практика, которую можно передать строфой В. Высоцкого "Искусство древнее от нас бывало - и сплывало": археологические древности вместе с раскопавшими их приезжими специалистами уезжали из Югры во многие города России и даже зарубежья.
И, быть может, самое важное - в те годы был создан и действует до сих пор продуктивный механизм сотрудничества органов власти, хозяйствующих субъектов и научных организаций. Введенная в 1995 году обязательная историко-культурная экспертиза документации и зон хозяйственной деятельности позволила наладить практический контроль за сохранением археологического наследия в округе.
Однако диалектика жизни такова, что за рывком всегда следует пауза. В сфере охраны культурного наследия Югры это случилось в 1996 года, когда в ходе реорганизации Главного управления культуры автономного округа отдел, курирующий это направление, потерял статус госоргана и стал самостоятельным учреждением культуры - научно-производственным центром по охране и использованию историко-культурного наследия. Сразу резко сократились объемы научно-исследовательских и экспертных работ, прекратилась нормотворческая деятельность, отрасль выпала из окружных программ…
К счастью, этот период оказался недолгим. Уже в 1998 году постановлением Губернатора округа в структуре Главного управления культуры была создана Служба главного государственного инспектора по охране и использованию историко-культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - одна из первых в стране. Это событие стало поворотным пунктом в деле сохранения нашего культурного достояния.
В соответствии с федеральным и окружным законодательством главной целью службы стали сохранение и защита культурного наследия народов многонациональной Югры в интересах настоящего и будущего поколений.
Деятельность для достижения этой цели все последующие годы была самой разнообразной.
Создавалась отраслевая нормативно-правовая база. Если учесть, что федеральное законодательство в сфере культурного наследия не проработано и на сегодняшний день достаточно невнятно, а округ в своей практической деятельности уже перешагнул среднестатистические российские показатели и вышел на решение задач более сложного уровня, то можно себе представить всю сложность этой работы. Нужно отдать должное законодательной и исполнительной ветвям власти региона, обеспечившим принятие в 1997 году закона "О сохранении, использовании, популяризации и государственной охране культурного наследия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" и пытающимся выстроить механизм его исполнения. Именно этот документ утвердил более цивилизованное, чем прежде, отношение к культурному наследию, послужил основой для ряда подзаконных актов, которые позволяют сегодня выстраивать правовые отношения и содействуют реальному сохранению нашего культурного достояния.
Необходимо не только разрабатывать и принимать законы, но и контролировать их исполнение. Именно эта деятельность была наиглавнейшей для инспекционной службы. Через контролирующие органы самого разного уровня от комиссий по отводам земельных участков для хозяйственной деятельности в муниципальных образованиях до межведомственной комиссии по лицензированию недр и водных объектов при правительстве автономного округа удалось наладить действенный контроль за освоением тех территорий, где расположены объекты культурного наследия.
Вторым каналом наблюдения за введением земель с объектами археологического наследия в зону хозяйственного освоения стало согласование проектов землеотводов. Интенсификация промышленного освоения округа, с одной стороны, и расширение списка предприятий и организаций, вовлеченных службой в процесс согласования, с другой, привели к резкому росту показателей этой деятельности - от 250 проектов в 2001 году до 1800 в 2007 году.
Как бы это ни казалось странным, но археологические памятники уничтожаются не только хозяйственниками, но и самими археологами. Даже самые современные методы этой науки не позволяют получить информацию без разрушения памятника. Служба госохраны объектов культурного наследия индивидуально рассматривает кандидатуры каждого археолога, подавшего заявку на раскопки в округе. А работ таких в связи с необходимостью "освобождать" передаваемые в хозяйственное освоение земли от объектов культурного наследия в округе проводится достаточно много. От 30 до 50 разрешений на право проведения работ на историко-культурных объектах Югры выдается службой ежегодно.
И, конечно же, контроль за исполнением законодательства недропользователями невозможен без проверки технического состояния памятников культуры на местах. Поэтому работники службы - не кабинетные чиновники, по тропам через тайгу и болота они ходят не меньше, чем по коридорам власти. Ежегодно в районах округа проверяется деятельность 12-15 нефтяных компаний.
Здесь надо отметить один очень положительный момент. Во многих регионах существует противостояние между органами охраны культурного наследия и хозяйственниками. Спору нет: противоречие заложено уже в самом утверждении контроля. Для тех же нефтяников или дорожных строителей деятельность органов охраны - раздражающее обременение. Увеличивается стоимость работ, удлиняются сроки ввода промышленных объектов и так далее. Но в округе удалось найти взаимопонимание сторон. Служба активно и плодотворно сотрудничает со всеми хозяйствующими субъектами, и, в первую очередь, с такими гигантами как "Сургутнефтегаз", "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь", "Тюменская нефтяная компания", "Славнефть-Мегионнефтегаз". Все рабочие проблемы решаются, как правило, в цивилизованных формах и на правовом поле. Именно недропользователи финансировали на протяжении последнего десятилетия и продолжают финансировать сейчас большинство аварийно-спасательных экспедиций на объектах культурного наследия округа, а экспедиций таких проводится от полутора до двух десятков в каждом полевом сезоне.
Охраняются объекты не только древних, но и этнографических культур - священные места ханты и манси. Чаще их выявление и постановка на государственную охрану происходит по инициативе службы. Но нередко представители коренных жителей сами обращаются с просьбой придать живым очагам своей культуры статус объекта культурного наследия с вытекающими отсюда охранными обязательствами государства.
Сегодня из 4603 объектов, поставленных на госучет в автономном округе, 94% представляют археологическую древность, 3% - культуру коренных малочисленных народов, 2% - недавнюю югорскую историю и 1% - архитектуру. Такая же ситуация и в других регионах севера Сибири и Дальнего Востока. При этом подавляющее большинство объектов имеет региональное (окружное) или местное (муниципальное) значение. Например, если в целом по Российской Федерации доля объектов культурного наследия федерального значения составляет 36%, а в Северо-Западном федеральном округе она поднимается до 43%, то в Уральском и Сибирском округах эта цифра равна 2%, а в Дальневосточном и вовсе лишь 1%. При таком раскладе неудивительно, что основную часть сил и времени органы госохраны тратят на объекты археологического наследия.
Проблема компромисса интересов промышленного освоения и сохранения культурного наследия на территории округа решается каждый раз индивидуально, но в целом укладывается в две схемы: хозяйственники либо меняют проект, обходя стороной древние землянки и могилы, либо финансируют археологические раскопки, освобождая тем самым пространство для своей деятельности. Энергичное промышленное освоение Югры и короткий в наших краях летний период для раскопок превращают полевой сезон для местных и приглашенных археологов в настоящую "рыбацкую путину". Так, в 2002 году в округе было проведено 15 стационарных археологических экспедиций, в 2003 году - 23, в 2004 году - 27, а в 2007 году - 40! При этом работа 35 отрядов носила аварийно-спасательный характер, попросту говоря "археологи-эмчээсовцы" спасали наследие предков от ножа бульдозера. Надо подчеркнуть, что по числу экспедиций в стране Югру опережает только Тверская область.
Если деятельность хозяйствующих структур находится в правовом поле, и служба госконтроля имеет возможность ее регулирования, то совершенно иначе обстоит дело с криминальными структурами. К сожалению, антикварный рынок в России формируется в уродливых нецивилизованных формах. На Западе даже при всех негативных моментах, присущих этому бизнесу, бал правят все-таки специалисты - археологи, искусствоведы, реставраторы… У нас же до сих пор нет внятной законодательной базы ни для регулирования рынка антиквариата, ни для уголовного преследования за разрушение объектов археологии. Этим и пользуются так называемые "черные археологи". Если в прежние полтора-два десятилетия они орудовали на юге России и в Крыму, где в могилах можно отыскать и золото и подлинные шедевры древнего искусства, то постепенно в зону их криминального бизнеса попала и Югра. Первый факт был зарегистрирован в 2005 году, когда милиция поймала гастролеров за разрушением средневековых погребений на могильнике Кинтусовский 4.3. в Сургутском районе. Дальше - больше. В течение лета 2008 года сигналы о залетных грабителях могил поступали и из Ханты-Мансийского района, и из Березовского. Надо отдать должное местной милиции - по мере сил она борется с этим злом. Беда в наших несовершенных законах, позволяющим варварам уйти от наказания.
Отдельная сфера забот службы - архитектурные памятники.
Уже указанное выше малое число объектов архитектуры в Югре (1%), с одной стороны, требует крайне бережного к ним отношения, с другой - облегчает задачу охраны и сохранения. Уже сегодня в с. Селиярове вам с гордостью покажут церковь Успения Пресвятой Богородицы, в историческом поселении Березове - церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а в г. Сургуте - дом купца А.Г. Клепикова. Все эти объекты отреставрированы за счет окружного бюджета.
И это только начало. В 2007 году впервые в истории охраны югорского культурного достояния была утверждена окружная программа на 2008-2010 годы "Сохранение памятников архитектуры и градостроительства на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Ее реализация позволит спасти от разрушения 14 объектов архитектурного наследия регионального значения, расположенных в Березовском, Октябрьском, Белоярском, Ханты-Мансийском и Нижневартовском районах.
Отдельным направлением деятельности службы госохраны, законодательно утвержденным и на федеральном, и на окружном уровнях, является популяризация югорского историко-культурного достояния. Очевидно, что охрана памятников истории и культуры - одна из немногих сфер человеческой деятельности, которая, с одной стороны, представляет собой предмет государственного управления, с другой - постоянно находится в поле зрения общественности. Нужно бороться со стереотипом о Югре, которая очень многим на планете представляется бескрайней болотно-лесной равниной с раскиданными там и сям буровыми вышками. Необходимо показывать, что, помимо топливно-энергетического, наш округ имеет и богатейший культурный ресурс, что нынешние газовые факелы возгорелись от очагов, которые были зажжены на этой земле еще в каменном веке и с тех пор не угасали ни на мгновение.
Для достижения этой цели используются самые разнообразные средства. Специалисты госслужбы постоянно участвуют в научно-практических форумах окружного, российского и международного уровней. Крупнейшим событием в отечественной археологии стал Международный Северный археологический конгресс, уже дважды состоявшийся в столице округа. В 2010 г. ученые, занимающиеся проблемами древних культур северных территорий, возможно, соберутся в Ханты-Мансийске в третий раз.
Культурное достояние округа активно пропагандируется в печати: никакой презентационный материал или туристический справочник о Югре не обходится без его использования, во всех городах ежегодно печатаются научные и популярные книги, средства массовой информации включили эту тему в число постоянных. Крупнейшие тематические периодические издания страны - "Родина", "Наследие" - целые номера отдали культурным богатствам Ханты-Мансийского округа.
Общественный кризис на излете советской эпохи заставил и общество, и власть искать способы его преодоления. Путь духовного воспитания, духовного прозрения - один из них. И наиглавнейшей силой для движения по нему является культурное наследие предков. Вот почему отношение к этому наследию за последние полтора-два десятка лет значительно изменилось в лучшую сторону. И в части понимания обществом ценности историко-культурных памятников, и в части включения последнего в процесс государственного строительства, создания действенного механизма охраны своих духовных ценностей. На прошедших в июне 2008 года парламентских слушаниях по этому вопросу депутаты констатировали: "В настоящее время в Российской Федерации идет процесс формирования новой системы отношений в области управления, использования и контроля за состоянием ресурсного потенциала нашей страны".
В России начато формирование самостоятельных органов исполнительной власти по сохранению, использованию, популяризации и госохране объектов культурного наследия. Пока они созданы только в 26 субъектах Федерации. Наш округ - в этом числе: постановлением Губернатора от 10 июля 2007 г. № 110 соответствующая структура выведена из Департамента культуры и искусства в самостоятельный орган исполнительной власти - Службу государственной охраны объектов культурного наследия. Помимо группы руководителей и специалистов в столице Югры, сотрудники Службы госохраны представлены в Нижневартовске, Нефтеюганске и Сургуте - центрах нефтедобычи, где необходим самый пристальный надзор над сохранением нашего культурного достояния.
Сегодня общество экономит природные ресурсы. Охраняет окружающую среду. Но ведь духовные ресурсы, сформированные задолго до нас, тоже относятся к числу невосполнимых, а культурная среда - к категории уязвимых. Жить без них почти так же плохо, как без лесов и чистого воздуха.
Отсюда напрашивается простой вывод, уже не раз звучавший с самых высоких трибун: сохранение культурных ценностей - задача сродни национальной безопасности России.
Прошедшее десятилетие в истории государственной охраны культурного наследия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре можно назвать периодом становления и взросления. Наступил период зрелости и, следовательно, время решения более ответственных задач. И перед современниками, и перед потомками.
Информация предоставлена Службой государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Ответственные за предоставленную информацию - Я. А. Яковлев, тел. (3467) 33-12-57; О.Н. Кузьменко, тел. (3467) 33-12-62
|