«…Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум раба твоего, и руки его направи…». Это слова из молитвы, которую следовало прочесть изографу (иконописцу), перед тем, как приступить к работе. Считалось, что только праведный человек может писать святой образ. Стремясь к чистоте душевной, художник обязан был и хорошо владеть ремеслом. Царь Алексей Михайлович даже издал в 1668 году указ о запрете «на неискусное иконное художество». В XIX веке древнерусское искусство было незаслуженно забыто, профессиональные живописцы относились к нему с пренебрежением. Более того – старинные иконы нередко уничтожались. И только на рубеже XIX-XX веков возродился интерес к этому колоссальному слою отечественной культуры.
Экспозиция Художественной галереи Фонда поколений позволяет проследить развитие иконописания в XV – XIX вв., а также ознакомиться с отдельными художественными школами: Ярославской, Новгородской, Вологодской, иконописными центрами Владимиро-Суздальского края. Сюжеты икон включают евангельские сказания, изображения святых и мучеников, богородичную тематику.
Настоящей жемчужиной собрания является «Чудо Св. Георгия о змие» кон. XV в., где мы видим простую и ясную композицию, характерную для Новгородской школы. Георгий запечатлен в момент яростной схватки с чудовищем – один из любимых образов новгородских мастеров, воплощение народного идеала воинской доблести. Победоносец восседает на вороном коне, что встречается крайне редко – нам известно всего несколько подобных икон. В галерее Фонда поколений имеется еще два изображения этого святого: «Георгий в житии» (с клеймами) XVI в. из Ростова и «Чудо св. Георгия о змие» XVII в. (Поволжье).
Самый, пожалуй, популярный на Руси святой Николай Чудотворец представлен двумя канонами: «Николай Мирликийский» (с Евангелием) и «Никола Можайский» (с мечом в правой руке и градом Можайском в левой). «Св. Николай в житии» (кон. XVI – нач. XVII вв.) – поясной образ, древнейший и наиболее распространенный. Клейма рассказывают о чудесах святого. Житийные иконы св. Николая известны на Руси с XIII – XIV вв. В это время складываются основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах.
Очень хорошо представлена иконография Богоматери: Одигитрия Смоленская, Одигитрия Шуйско-Смоленская, Богоматерь Грузинская, Неопалимая Купина, Умиление Владимирская. Из них можно особо выделить «Одигитрию Смоленскую» XVI века (Поволжье). Этот канон восходит к изображению Девы Марии, сделанному, по преданию, апостолом Лукой и установленному в храме Одигон в Греции. Смоленская икона Богоматери всегда особенно почиталась на Руси. Шестнадцать списков с нее прославлены чудотворением в разных городах и монастырях.
Не менее интересна икона «Покров Богородицы» (II пол. XVII в., Русский Север), с ее сдержанным колоритом, обычным для «северных писем» - там преобладают плотные желтые, коричневые, синие и зеленые тона, не имеющие новгородской «звонкости» цвета. Сюжет трактуется как знак особого покровительства Девы Марии русскому православному народу. Северным иконам бывает свойственна некоторая упрощенность живописных приемов, но в данном случае мы видим пример весьма искусного исполнения.
«Богоматерь Неопалимая Купина» (кон. XVIII в.), считавшаяся в народе защитницей от пожаров, относится к ярославской школе иконописания, переживавшей в XVII – XVIII вв. период расцвета. Ярославские мастера придерживались свободной трактовки сюжета. Изображения, насыщенные мелкими фигурками и архитектурными деталями, напоминали иногда декоративное панно с прихотливым узором.
В экспозиции есть две иконы Богоматери Умиление Владимирской, где младенец Христос нежно прижимается щекой к щеке своей матери. Обе иконы выполнены в XIX в. во Мстере, крупном иконописном центре. Иконопись Мстеры создавалась старообрядцами, которые не приняли новогреческую манеру письма. У мстерцев было очень развито чувство стиля, а их живописи неизменно присущ тонкий, изысканный колорит.
Довольно много в коллекции икон вологодской школы с их конкретностью, определенностью образа и свободным повествованием библейских сюжетов. Самым значительным из них является «Страшный Суд» (кон.XVII – нач.XVIII вв.). Здесь представлены несколько сцен, выражающих идею спасения. Такое изображение с XII в. можно было увидеть на западной стене храма, напротив алтаря. А возле алтаря, в центре иконостаса, помещались «Царские врата». Царские врата существовали со времени устройства первоначальных алтарных преград и символизировали собой врата рая. Для работы над ними приглашались самые искусные изографы. «Царские врата» из Ханты-Мансийского собрания были созданы в XVII веке в одном из городов Верхнего Поволжья (Ярославле?). На это указывает архитектурный фон в сцене Благовещения и в клеймах с изображениями евангелистов.
В иконописном искусстве XVII – XIX вв. в темперную живопись внедряется масляная. Традиционные иконографические каноны наполняются новым содержанием. Заметно влияние западноевропейского искусства. Наблюдается светотеневая моделировка, тяготение к трехмерности. Реалистический пейзаж сочетается с позолоченными чеканными каймами и венцами. В костюме, одежде видны элементы барокко. Такие иконы получили название «фряжских». В XIX в. обостряется противостояние между сторонниками «фряжского» стиля и приверженцами старых канонов. Первые утверждали, что написанные реалистично святые ближе к людям, а вторые возражали, что в этом случае в них «меньше святости». «Вознесение Христово» (II пол. XIX в., Ярославль) как раз является примером «нового» иконописания.
Произведения мастеров-изографов, по большей части безымянных, оцениваются сегодня по достоинству во всем мире. Русскими иконами восхищались Гете, Матисс и другие деятели культуры. Экспозиция Ханты-Мансийской галереи дает возможность познакомиться с целым рядом произведений иконописи из разных уголков России.
|