Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Коллекция фонда поколений. Скульптура
Рубрикатор / Музейные коллекции/Художественная галерея Фонда поколений

Коллекция фонда поколений. Скульптура

В небольшом разделе станковой скульптуры имеются произведения XVIII, XIX и XX вв. Здесь есть работы в жанре портрета, анималистики и культовая скульптура. Представлены разные материалы (бронза и чугун, мрамор, дерево, керамика) и техники обработки, позволяющие скульптору создать пластически выразительный художественный образ.

В художественном собрании Фонда поколений представлен уникальный образец культовой резной пластики — деревянная скульптура XVIII в. «Христос в темнице». Подобные произведения появились в интерьерах русских церквей только в XVII–XVIII вв. Широкое распространение и популярность они имели в земледельческих районах Поволжья и Русского Севера, среди русского населения в промысловых городках Сибири. Скульптура демонстрирует возрождение древних традиций объемной резьбы, освоение и переработку в русском искусстве общеевропейских художественных стилей классицизма и барокко.

Отношение к резным фигурам, подобным «Христу в темнице», у официальных представителей Русской православной церкви было скорее отрицательным: патриархи в XVII в., Синод в XVIII в. неоднократно накладывали запрет на изготовление и установку в церквях подобных изображений. Последние рассматривались как предметное олицетворение католического влияния, «латинянства», и наряду с античными статуями и скульптурными изображениями католических святых интерпретировались как идолы, истуканы, болваны. В русле теории западного влияния исследователями было высказано множество версий об иконографических источниках, о возможных путях появления новых изображений, посвященных страстному циклу Христа, в русском культовом искусстве XVII–XVIII вв. Одни ученые считали, что эти сюжеты в XVII в. были заимствованы в Польше, другие — что в Галиции и Белоруссии. Тем не менее пока не удалось найти конкретные памятники такого рода, датируемые первой половиной XVII в. Подобные скульптуры встречаются в более позднее время: в последние годы царствования Алексея Михайловича и в XVIII в.

В традициях классицизма выполнены скульптурные портреты из собрания галереи, относящиеся к первой половине XIX века. Скульптурный портрет императора Александра I изображает императора в парадном мундире с орденом и лентой Св. Андрея Первозванного. Бюст исполнен в столичной петербургской мастерской. На это указывает высокое качество италийского мрамора, его обработка и уверенная моделировка скульптурной формы. Подобные бюсты исполнялись, как правило, по заказам и под контролем императорского двора и предназначались как для присутственных мест, так и для частных дворцовых интерьеров. Образцом для данного портрета послужил бюст Александра работы Федота Ивановича Шубина (1801, Воронежский областной музей изобразительных искусств). Это была одна из последних работ скульптора, и Александр оценил его мастерство, пожаловав Шубину бриллиантовый перстень.

Прототипом бюста Ивана Андреевича Крылова послужил скульптурный портрет, созданный Самуилом Ивановичем Гальбергом в 1830 г. в гипсе и находящийся в Третьяковской галерее. После смерти писателя портрет неоднократно повторялся в разных материалах. Чугунная отливка бюста выполнена по модели, аналогичной медному бюсту из Русского музея. В своем творчестве особое внимание скульптор обращал на тщательность отделки произведений. В портретных работах он отдавал предпочтение форме гермы, изображая грудь обнаженной. Портрет И.А. Крылова относится к числу лучших произведений С.И. Гальберга — автора бюстов В.А. Глинки, А.Н. Оленина, И.П. Мартоса, Д.В. Голицына и др. В своих скульптурных портретах Гальберг стремился точно передать черты лица и его наиболее характерное выражение, используя в то же время обобщённые формы античных бюстов.

Анималистический жанр представлен такими значительными именами, как Евгений Александрович Лансере и Павел (Паоло) Петрович Трубецкой. Евгений Александрович Лансере, представитель романтизма, был замечательным мастером скульптуры малых форм. Еще в юности он завоевал известность как автор выразительных статуэток, лейтмотивом которых была, как правило, конская фигура. Отливки восковых моделей Лансере пользовались большой популярностью в качестве малоформатной, так называемой «кабинетной» пластики, предназначенной для украшения домашних интерьеров в духе романтического историзма. Чутко следуя этой моде, мастер часто придавал своим образам национально-исторический или этнографический колорит. «Всадник», созданный в 1870-е гг., отличается характерной для Лансере наблюдательностью и точностью воспроизведения деталей, естественностью и живостью воспроизведенных движений лошади и всадника, изящной деликатной лепкой.

Павел Петрович (Паоло) Трубецкой — один из наиболее ярких представителей импрессионизма в скульптуре. Художник и историк искусства Александр Бенуа назвал его «самым свободным, самым смелым и наименее официальным из русских художников». Сын русского дипломата и американской пианистки, Трубецкой родился и вырос в Италии. В 1899 г. Трубецкой переехал в Санкт-Петербург, где участвовал в выставках художественного объединения «Мир искусства». Вскоре он был приглашён участвовать в конкурсе проектов памятника Александру III на Знаменской площади и неожиданно для всех победил.
Помимо портретов, Трубецкой выполнил ряд анималистических скульптур, изображающих коней и собак, и одна из таких фигурок животных находится в галерее Фонда поколений («Собачка», нач. XX века, бронза).

Помимо произведений Е.А.Лансере и П.П.Трубецкого в галерее представлены небольшие скульптуры, выполненные по модели французского анималиста Пьер-Жюля Мена, чьи произведения пользовались большой популярностью в России. Скульптурная группа «Кабан, затравленный собаками» выполнена по каталогу петербургскими бронзовщиками в 1870–1880-х гг. — по всей видимости, на крупнейшей в России бронзолитейной фабрике А.П. Морана, производившей художественную интерьерную бронзу
Источники
Художественная Галерея Фонда поколений
География
Ханты-Мансийск г./Мира ул.
Упоминается в статьях
Художественная Галерея Фонда поколений
«Александр I». Из коллекции фонда поколений
«Боги и судьбы». Из коллекции фонда поколений
«Всадник». Из коллекции фонда поколений
«Голова римлянина». Из коллекции фонда поколений
«Кабан, затравленный собаками». Из коллекции фонда поколений
«Медведь». Из коллекции фонда поколений
«Портрет Ивана Андреевича Крылова». Из коллекции фонда поколений
«Псовая охота». Из коллекции фонда поколений
«Собачка». Из коллекции фонда поколений
«Христос в темнице (Спас полунощный)». Из коллекции фонда поколений