В небольшом разделе станковой скульптуры имеются произведения XVIII, XIX и XX вв. Здесь есть работы в жанре портрета, анималистики и культовая скульптура. Представлены разные материалы (бронза и чугун, мрамор, дерево, керамика) и техники обработки, позволяющие скульптору создать пластически выразительный художественный образ. В художественном собрании Фонда поколений представлен уникальный образец культовой резной пластики — деревянная скульптура XVIII в. «Христос в темнице». Подобные произведения появились в интерьерах русских церквей только в XVII–XVIII вв. Широкое распространение и популярность они имели в земледельческих районах Поволжья и Русского Севера, среди русского населения в промысловых городках Сибири. Скульптура демонстрирует возрождение древних традиций объемной резьбы, освоение и переработку в русском искусстве общеевропейских художественных стилей классицизма и барокко.
Отношение к резным фигурам, подобным «Христу в темнице», у официальных представителей Русской православной церкви было скорее отрицательным: патриархи в XVII в., Синод в XVIII в. неоднократно накладывали запрет на изготовление и установку в церквях подобных изображений. Последние рассматривались как предметное олицетворение католического влияния, «латинянства», и наряду с античными статуями и скульптурными изображениями католических святых интерпретировались как идолы, истуканы, болваны. В русле теории западного влияния исследователями было высказано множество версий об иконографических источниках, о возможных путях появления новых изображений, посвященных страстному циклу Христа, в русском культовом искусстве XVII–XVIII вв. Одни ученые считали, что эти сюжеты в XVII в. были заимствованы в Польше, другие — что в Галиции и Белоруссии. Тем не менее пока не удалось найти конкретные памятники такого рода, датируемые первой половиной XVII в. Подобные скульптуры встречаются в более позднее время: в последние годы царствования Алексея Михайловича и в XVIII в.
В традициях классицизма выполнены скульптурные портреты из собрания галереи, относящиеся к первой половине XIX века. Скульптурный портрет императора Александра I изображает императора в парадном мундире с орденом и лентой Св. Андрея Первозванного. Бюст исполнен в столичной петербургской мастерской. На это указывает высокое качество италийского мрамора, его обработка и уверенная моделировка скульптурной формы. Подобные бюсты исполнялись, как правило, по заказам и под контролем императорского двора и предназначались как для присутственных мест, так и для частных дворцовых интерьеров. Образцом для данного портрета послужил бюст Александра работы Федота Ивановича Шубина (1801, Воронежский областной музей изобразительных искусств). Это была одна из последних работ скульптора, и Александр оценил его мастерство, пожаловав Шубину бриллиантовый перстень.
Прототипом бюста Ивана Андреевича Крылова послужил скульптурный портрет, созданный Самуилом Ивановичем Гальбергом в 1830 г. в гипсе и находящийся в Третьяковской галерее. После смерти писателя портрет неоднократно повторялся в разных материалах. Чугунная отливка бюста выполнена по модели, аналогичной медному бюсту из Русского музея. В своем творчестве особое внимание скульптор обращал на тщательность отделки произведений. В портретных работах он отдавал предпочтение форме гермы, изображая грудь обнаженной. Портрет И.А. Крылова относится к числу лучших произведений С.И. Гальберга — автора бюстов В.А. Глинки, А.Н. Оленина, И.П. Мартоса, Д.В. Голицына и др. В своих скульптурных портретах Гальберг стремился точно передать черты лица и его наиболее характерное выражение, используя в то же время обобщённые формы античных бюстов.
Анималистический жанр представлен такими значительными именами, как Евгений Александрович Лансере и Павел (Паоло) Петрович Трубецкой. Евгений Александрович Лансере, представитель романтизма, был замечательным мастером скульптуры малых форм. Еще в юности он завоевал известность как автор выразительных статуэток, лейтмотивом которых была, как правило, конская фигура. Отливки восковых моделей Лансере пользовались большой популярностью в качестве малоформатной, так называемой «кабинетной» пластики, предназначенной для украшения домашних интерьеров в духе романтического историзма. Чутко следуя этой моде, мастер часто придавал своим образам национально-исторический или этнографический колорит. «Всадник», созданный в 1870-е гг., отличается характерной для Лансере наблюдательностью и точностью воспроизведения деталей, естественностью и живостью воспроизведенных движений лошади и всадника, изящной деликатной лепкой.
Павел Петрович (Паоло) Трубецкой — один из наиболее ярких представителей импрессионизма в скульптуре. Художник и историк искусства Александр Бенуа назвал его «самым свободным, самым смелым и наименее официальным из русских художников». Сын русского дипломата и американской пианистки, Трубецкой родился и вырос в Италии. В 1899 г. Трубецкой переехал в Санкт-Петербург, где участвовал в выставках художественного объединения «Мир искусства». Вскоре он был приглашён участвовать в конкурсе проектов памятника Александру III на Знаменской площади и неожиданно для всех победил. Помимо портретов, Трубецкой выполнил ряд анималистических скульптур, изображающих коней и собак, и одна из таких фигурок животных находится в галерее Фонда поколений («Собачка», нач. XX века, бронза).
Помимо произведений Е.А.Лансере и П.П.Трубецкого в галерее представлены небольшие скульптуры, выполненные по модели французского анималиста Пьер-Жюля Мена, чьи произведения пользовались большой популярностью в России. Скульптурная группа «Кабан, затравленный собаками» выполнена по каталогу петербургскими бронзовщиками в 1870–1880-х гг. — по всей видимости, на крупнейшей в России бронзолитейной фабрике А.П. Морана, производившей художественную интерьерную бронзу
|