Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / «Христос в темнице (Спас полунощный)». Из коллекции фонда поколений
Рубрикатор / Музейные коллекции/Художественная галерея Фонда поколений

«Христос в темнице (Спас полунощный)». Из коллекции фонда поколений

Неизвестный резчик XVIII в.
«Христос в темнице (Спас полунощный)»

Моршанский уезд Рязанской губернии
Дерево, раскраска
130 х 40 х 44 см
Поступление: 2002 г.

В художественном собрании Фонда поколений представлен уникальный образец культовой резной пластики - деревянная скульптура XVIII в. «Христос в темнице». Подобные произведения появились в интерьерах русских церквей только в XVII-XVIII вв. Широкое распространение и популярность они имели в земледельческих районах Поволжья и Русского Севера, среди русского населения в промысловых городках Сибири. Скульптура демонстрирует возрождение древних традиций объемной резьбы, освоение и переработку в русском искусстве общеевропейских художественных стилей классицизма и барокко. При определенной схематичности изображения, неумении пластическими средствами передать формы тела голова Христа исполнена объемно. Подобное пластическое решение темы не использовалось и не было известно в западной скульптуре. Оно более свойственно русским памятникам, при исполнении которых мастера учитывали, что после установки статуи в церкви или часовне тело Христа всегда бывает скрыто парчовыми и бархатными одеждами. Произведение из художественного собрания Фонда поколений по приемам резьбы, образному решению, стилистическим признакам имеет много общего со скульптурными памятниками XVIII в. из собраний Государственного Русского музея и Пермской государственной художественной галереи.

Отношение к резным фигурам, подобным «Христу в темнице», у официальных представителей Русской православной церкви было скорее отрицательным: патриархи в XVII в., Синод в XVIII в. неоднократно накладывали запрет на изготовление и установку в церквях подобных изображений. Последние рассматривались как предметное олицетворение католического влияния, «латинянства», и наряду с античными статуями и скульптурными изображениями католических святых интерпретировались как идолы, истуканы, болваны. Свидетельства перенесения качеств «идольской природы» на культовую деревянную скульптуру встречаются в документах эпохи царя Алексея Михайловича достаточно часто. Подобное отождествление встречается и в легенде о привозе Лжедмитрием I из Польши статуй Христа в темнице, пересказанной известным русским исследователем деревянной скульптуры Н.Н. Соболевым в 1934 г. Согласно ей, Лжедмитрий I на своем пути в Москву оставлял в церквях и монастырях скульптурные произведения религиозного содержания, характерные для западной культуры. В качестве примера, подтверждающего легенду, автор назвал скульптуру «Христос в темнице» Мовчанского Печерского монастыря в городе Путивле. А сама легенда в полной мере соответствовала популярной в среде исследователей концепции о западном происхождении подобных сюжетов и приемов исполнения круглой деревянной скульптуры. В русле теории западного влияния исследователями было высказано множество версий об иконографических источниках, о возможных путях появления новых изображений, посвященных страстному циклу Христа, в русском культовом искусстве XVII-XVIII вв. Одни ученые считали, что эти сюжеты в XVII в. были заимствованы в Польше, другие - что в Галиции и Белоруссии. Тем не менее пока не удалось найти конкретные памятники такого рода, датируемые первой половиной XVII в. Подобные скульптуры встречаются в более позднее время: в последние годы царствования Алексея Михайловича и в XVIII в. И все же до недавнего времени сам факт появления в русской культовой скульптуре изображений истязаемого Христа, сидящего с терновым венцом на голове, популярность подобных фигур связывались с именами Лжедмитрия I и Петра I и периодами их правления. Между тем исследования Г. Преснова, Н. Померанцева, А. Чекалова и Н. Мальцева дают убедительные аргументы в пользу отнесения значительного числа находящихся в церквях, часовнях и музеях монументальных Распятий, скульптур Христа, считавшихся ранее произведениями XVII в., к XVIII столетию.

А что же легенда? Думается, она имеет символический характер и, очевидно, является лишь частью развернутого обличения Лжедмитрия I как покровителя латинян, открывавшего католические храмы, и как самозванца, нарушившего священность поставления на царство. Выраженная в легенде мысль о том, что истинных царей в жизни и походах охраняют святые живописные иконы, а ложных царей сопровождает лжеикона, идол, не совпадает с конкретным фактом, не является описанием реального эпизода. Предание о том, как Петр I привез из Лифляндии скульптуру Христа в темнице и передал ее в имение своей матери, в церковь Св. Николы, относится к иному времени и выдержано в той же стилистике жанра обличений. Царь Петр, названный при жизни Антихристом, обвиняется здесь в еретичестве, служении дьяволу, латинянам. В 1909 г. это предание было опубликовано В. Шейманом, проиллюстрировано снимком скульптуры «Христос в темнице» и позднее упоминалось многими исследователями. Произведение из художественного собрания Фонда поколений по приемам резьбы, образному решению, стилистическим признакам имеет много общего с приведенным В. Шейманом «Христом» и со скульптурными памятниками XVIII в. из собрания Государственного Русского музея.
Источники
Художественная Галерея Фонда поколений
Страница источника
Предметный указатель
Коллекция фонда поколений. Скульптура
«Христос в темнице (Спас полунощный)». Из коллекции фонда поколений