Атлымская культура названа по ключевому памятнику — поселению Малый Атлым-I, расположенному на окраине одноименного поселка в центральной части Нижнего Приобья. Одна из наиболее исследованных первобытных культур таежной полосы Западной Сибири. Известно более 50 местонахождений, стоянок, поселений и городищ. Значительная их часть раскопана, в т.ч. поселения Перегребное-IV, Шеркалы-IX, XIII, Малый Атлым-I в Нижнем Приобье; Хулюм-сунт в бассейне Северной Сосьвы; 8 объектов на Барсовой горе близ Сургута; городища Чилимка-XIII, XXIII в Нижнем Прииртышье. Ареал А. к. охватывает Нижнее и Среднее Приобье, северные районы Нижнего Прииртышья. Отдельные находки известны в бассейне Конды.
А. к. сформировалась в XII—X вв. до н. э. в глубинных таежных районах Нижнего Приобья. Ее прародина — территория Белогорского материка, протянувшегося вдоль правого берега Оби от устья Иртыша до разделения Оби на Малую и Большую. Первоначально имела облик типичной культуры таежных охотников и рыболовов. Каменная индустрия характеризовалась господством ретушированных орудий из отщепов, набор которых невелик: скребки, наконечники стрел. Керамика представлена слабо профилированными плоскодонными сосудами горшковидной, реже — баночной формы со слегка отогнутым венчиком. Орнамент нанесен по всей боковой поверхности, иногда украшалось и днище. Имеет два основных элемента: круглая ямка и различные вариации оттисков крестового штампа. Орнаментальные мотивы однообразны — ритмично чередующиеся пояса плотно поставленных отпечатков косого креста и круглых ямок. Довольно часто пояса ямок заменены зигзагами, треугольниками, ромбами, выполненными крестовым штампом другого вида. Ранняя атлымская керамика близка гребенчато-ямочной таежных районов Западной Сибири и, очевидно, генетически с ней связана. Изменение в орнаментальной традиции явилось следствием переселения носителей гребенчатоямочной керамики с низовий Оби в районы Белогорского материка. В процессе освоения новой территории, некогда занятой сартыньинской культурой, происходит замена гребенчато-ямочного орнамента на крестово-ямочный и крестово-гребенчатый.
На рубеже II и I тыс. до н. э. в хозяйстве и культуре атлымцев происходят существенные изменения. В инвентаре ведущее положение занимают орудия, связанные с рыболовством и обработкой металла. Грузила и якоря двух типов: сверленые и с перехватом, плохо обработанные, но очень многочисленные. Среди них много тяжелых, не встречавшихся в предшествующее время, что, скорее всего, свидетельствует о появлении новых видов сетей для промысла на большой реке. На каждом памятнике встречаются бруски из камня правильной формы с желобками у торцевых граней и без них, которые служили оселками для заточки и правки орудий, в т.ч. металлических. Сами бронзовые орудия в комплексе единичны, что неудивительно, учитывая отдаленность от рудных источников сырья. Но многочисленные следы литейного производства в виде тиглей, литейных шишек, капель, сплесков, а иногда и небольших слитков бронзы свидетельствуют о хорошо налаженной местной металлообработке. В керамике на смену баночным и слабопрофилированным сосудам приходят горшки с небольшим дном, раздутым туловом и характерной дугообразно вытянутой шейкой. Орнамент усложняется: наряду с мотивами из простых и сложных зигзагов, треугольников и ромбов, выполненных в технике штампованного косого креста, широко применяются зоны елочных композиций гребенчатого штампа и замысловатые меандровые узоры. Эти инновации бесспорно имеют южные корни. Их истоки следует искать в кругу андроноидных культур, прежде всего — в сузгунской. Новые элементы естественно и быстро синтезировались с раннеатлымскими традициями. В течение непродолжительного времени выработались необычайно устойчивые культурные стереотипы. На всей территории атлымского ареала господствовал один тип посуды: без вариантов в форме с жестко регламентированной декоративной схемой. Каноничность орнамента могла поддерживаться только постоянными интенсивными связями. Есть основания полагать, что рост населения в это время имел скачкообразный характер. Такого количества поселений в районе Белогорского материка не дала ни одна археологическая культура ни до, ни после атлымцев. Экономической основой А. к. стало высокоэффективное рыболовство. Свою роль в повышении производительности атлымской экономики сыграло и широкое внедрение металлических орудий. Естественным следствием возросшего потенциала А. к. явилось расширение ее ареала.
В самом начале I тыс. до н. э. атлымцы освоили район среднего течения Оби в пределах подзоны средней тайги (Сургутское Приобье). Только на Барсовой горе известно около 20 памятников. С выходом на Среднюю Обь завершается второй этап в культурогенезе атлымцев. Серия радиоуглеродных дат как нижнеобских, так и сургутских памятников позволяет уверенно датировать его X—IX вв. до н. э. Не ранее IX в. до н. э. начинается третий, заключительный этап культурогенеза носителей крестовой керамики. Это период широкой территориальной экспансии атлымцев. По Оби и Иртышу они проникают в южную тайгу и зону лиственных лесов. Во взаимодействии с местным населением, преимущественно андроноидным, складываются гибридные культуры, в которых влияние северного компонента постепенно сходит на нет. Оторванные от привычной среды обитания, утеряв свой хозяйственный уклад, атлымцы были обречены на ассимиляцию более развитым в социальном и экономическом отношении населением юга Западной Сибири. По-иному складывалась судьба носителей крестовой керамики в таежных районах Нижнего Приобья на территории их прародины, где А. к. практически в неизменном виде просуществовала до VII в. до н. э.
Часть атлымского населения оказалась вне основных тенденций развития культуры. Будучи вытесненной с Оби на запад, в районы Приполярного Зауралья, она сохраняла консервативный экономический уклад и специфическую крестово-ямочную и крестово-струйчатую керамику (поселение близ поселка Хурумпауль). Движение именно этой группы атлымцев на юг, вдоль восточных склонов Урала, привело к возникновению гамаюнской культуры. Вопрос о дальнейшей исторической судьбе носителей крестовой керамики связан с проблемой генезиса кулайской культуры раннего железного века. Прямое типологическое сходство между крестовой и кулайской керамикой отсутствует вовсе или оно крайне незначительно. Тем не менее прототипы едва ли не самых ярких явлений кулайской культуры (ажурное плоское литье, протокулайские бронзовые наконечники стрел) находятся именно в среде носителей крестовой керамики. Неслучайным представляется почти полное совпадение ареалов двух общностей и тождество направлений миграционных процессов.
Лит.: Косарев М. Ф. Эпоха поздней бронзы Западной Сибири // Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. — М., 1987.
Е. А. Васильев.
|