Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Кулайская культура
Рубрикатор / Археологическое наследие/Археологические культуры

Кулайская культура

Кулайская культура, культура населения лесного Приобья VI - V вв. до н.э. — II - IV вв. н.э., выделена В. Н. Чернецовым (1953), названа по культовому месту на горе Кулайка на р. Чая, левом притоке Оби. Памятники К. к. представлены городищами, неукрепленными селищами, культовыми местами, могильниками. Культура делится на два хронологических этапа — васюганский (VI - V - III - II вв. до н.э.) и саровский (I в. до н.э. — III - IV вв. н.э.). В конце васюганского этапа, в III - II вв. до н.э., в основном под влиянием экологических факторов кулайцы начинают мигрировать сначала вверх вдоль Оби, а затем на север и северо-запад, проникая в Сургутское Приобье и частью — в Нижнее Прииртышье, достигая среднего течения Конды. На саровском этапе кулайская культура захватила Нижнее Приобье до Салехарда (городище Усть-Полуй) и частью междуречье Оби и Енисея до низовий Таза. Большинство исследователей считают население К. к. самодийским, хотя возможно существование в западной части ее ареала угорских групп.

Продвижение на север кулайцев-саровцев послужило основой формирования в начале I тыс. н.э. в междуречье Нижней Оби и Енисея групп лесных ненцев. На Нижней Оби взаимодействие пришельцев-самодийцев и местного угорского населения усть-полуйской культуры привело к усилению местного угорского субстрата и формированию угорской нижнеобской культуры. В Сургутском и Нижнем Приобье памятники саровского этапа представлены городищами Барсов Городок— 1/4, 20, 25, Кучиминское—II, Усть-Полуй и др., святилищем на городище Барсов Городок—I/9, погребениями Барсовского—III и Шеркалинского могильников. Керамика К. к. лепная, с округлым или приостренным дном. Встречаются сосуды на поддонах. Орнамент - в виде рядов оттисков гребенчатого штампа, а также фигурных штампов типа уголков, уточки, змейки и др., покрывает шейку и плечики сосудов и лишь иногда опускается до дна. Городища К. к. в Сургутском Приобье имеют укрепления в виде рва и вала, на которых прослежены остатки деревянных стен. На городищах Барсов Городок—I/4, 20, Кучиминском—II валы имели выступы со стоявшими на них бастионами в виде деревянных башен. Жилища подпрямоугольные с коридорообразным выходом. В центре постройки располагался открытый очаг. Подобная конструкция жилищ в Сургутском и Нижнем Приобье сохранялась до эпохи раннего средневековья. Погребальный ритуал известен по материалам могильников Шеркалы в Нижнем, Барсовском - III в Сургутском Приобье. Захоронения производились в прямоугольных домовинах из досок и бересты. Возможно, умерших заворачивали в бересту. Покойников укладывали на спине, вытянуто, в одежде с украшениями, орудиями труда и предметами вооружения. В ногах усопших ставили глиняный сосуд с пищей. В Шеркалах открыты три захоронения по обряду кремации.

Повсеместно в хозяйстве ведущую роль играли рыболовство и охота. В южнотаежных районах Среднего Приобья получила большое развитие охота на пушных зверей — преимущественно соболя и бобра, шкурки которых шли на обмен с лесостепными соседями. Развивалась местная черная металлургия и литье изделий из бронзы. Местными мастерами изготовлены железные кинжалы с бронзовыми зооморфными деталями рукоятий, происходящие из Холмогорского клада и Барсовского могильника—III. В последних веках до н.э. появилась белая бронза с высоким содержанием олова, из которой отливали культовые подвески — реалистичные личины, фигурки хищных птиц с распростертыми крыльями и личиной на груди, медведей в жертвенной распластанной позе или стоящих на задних лапах, полые зооморфные пронизки, фигурки стоящих в фас мужчин-воинов в доспехах, свидетельствующие о распространении культа мужчин-воинов. Население К. к. явилось компонентом в формировании ряда раннесредневековых этносов и культур лесной полосы и лесостепи Западной Сибири: нижнеобской (ярсалинского и карымского этапов) — в Нижнем и Сургутском Приобье, потчевашской — в Среднего Прииртышье.

Лит.: Мягков И. М. Древности Нарымского края в собрании Томского краевого музея // Тр. Томского краевого музея. — Томск, 1929; Чернецов В. Н. Усть-полуйское время в Приобье // Материалы и исследования по археологии СССР. — М., 1953. № 35; Троицкая Т. Н. Кулайская культура в Новосибирском Приобье. — Новосибирск, 1979; Чиндина Л. А. Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа. Кулайская культура. — Томск, 1984.

В. А. Могильников.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Чернецов В. Н.
География
Топографические ориентиры/Енисей р.
Топографические ориентиры/Западная Сибирь
Топографические ориентиры/Конда р.
Топографические ориентиры/Кулайка гора
Топографические ориентиры/Нижнее Прииртышье
Топографические ориентиры/Нижнее Приобье
Топографические ориентиры/Нижняя Обь р.
Топографические ориентиры/Обь р.
Топографические ориентиры/Среднее Прииртышье
Топографические ориентиры/Среднее Приобье
Топографические ориентиры/Сургутское Приобье
Топографические ориентиры/Таз р.
Топографические ориентиры/Чая р.
Октябрьский р-н/Шеркалы с.
Предметный указатель
Барсов Городок. Статья из 1-го издания (2000 год)
Шеркалы
Упоминается в статьях
Калинкинская культура
Старый Катыш