Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Сартыньинская культура
Рубрикатор / Археологическое наследие/Археологические культуры

Сартыньинская культура

Сартыньинская культура (бронзовый век), археологическая культура. Выделена Е. А. Васильевым, названа по группе поселений, расположенных близ поселка Сартынья (Березовский район, среднее течение Северной Сосьвы). Именно эти памятники, открытые и введенные в научный оборот В. Н. Чернецовым, на протяжении нескольких десятилетий являются визитной карточкой культуры бронзового века таежной зоны Западной Сибири. К настоящее время известно более 10 поселений С. к.: Салехард-I, Сартынья-I, II, Шеркалы-XIII, Малый Атлым-I и др. Их расположение с учетом территориального распространения окружающих археологических культур позволяет очертить ареал С. к. бассейна нижнего течения Оби. С. к. существовала в таежных лесах Нижнего Приобья длительное время и прошла 2 этапа: становления (XVIII—XVI вв. до н.э.) и расцвета (XV— XIII вв. до н.э.). Экономика сартыньинцев относится к присваивающему комплексному типу. В гончарстве в наибольшей степени нашли отражение и внутреннее единство сартыньинских памятников, и их культур. своеобразие. Вся керамика изготовлена вручную способом ленточного налепа. Она тонкостенна и хорошо обожжена. Боковая поверхность сосудов покрывалась орнаментом, выполненным преимущественно отпечатками различных зубчатых (гребенчатых) штампов. В быту использовалась посуда баночной формы с плоским или уплощенным дном. Чаще всего она украшалась геометрическими узорами: зигзагами и ромбами.

Особый колорит сартыньинской керамике придают сложные фигуры, составленные из шестиугольников — «сот». Уникальной особенностью керамического комплекса является наличие значительного числа ладьевидных сосудов. Семиотическая оппозиция и сравнительно-типологические параллели позволяют квалифицировать большую часть этих сосудов как культовые. Они связаны с оригинальной и удивительно устойчивой декоративной композицией, которая, вероятно, имела космологический характер и отражала специфическую концепцию мира. Эта специфика заключалась в предполагаемом двухчленном строении Вселенной и представлении о мировой реке как субстанции, их соединяющей. Элементы такой космологической системы сохраняются в качестве реликта в традиционном мировоззрении многих народов Сибири и неизменно квалифицируются как древние. Каменная индустрия С. к. достаточно устойчива, едина для всех памятников и не лишена своеобразия, которое проявляется как в наборе орудий, так и в способах их обработки. Типологически выделеннные орудия представлены топорами, теслами, ножами, наконечниками стрел, грузилами. К специфическим формам следует отнести длинные ножи из сланцевых плиток и округлые грузила с биконическими отверстиями.

Наиболее показательные особенности сартыньинской индустрии — абсолютное преобладание шлифованных орудий и обилие кварцитовых осколков. Последние аморфны и, скорее всего, использовались в качестве разовых инструментов. Из камня изготавливались и украшения. Типичны плоские полированные подвески подтреугольной и полуовальной формы с биконическими отверстиями для подвешивания. Наличие местной металлообработки подтверждают находки капель меди и бронзы, керамических сопел. Судя по результатам спектрального анализа, использовался металл из Волго-Камья и Южного Зауралья. Несмотря на малую интенсивность металлообработки, уровень ее был достаточно высок. Он определялся импортом качественного металла и сложной техникой литья орудий. Основанием для таких заключений служат находки кельта сейминского типа на южной границе сартыньинского ареала и керамических сопел, предполагающих плавку в специальных печах. Сартыньинское домостроительство может быть охарактеризовано в самых общих чертах.

Наряду с очень большими (145 кв.м) прямоугольными полуземлянками известны постройки площадью около 10 кв.м с различной глубиной котлована. Не исключено, что различные типы жилищ существовали только в определенные периоды С.к., но вероятна их зависимость и от характера поселений. Сартыньинцы были потомками энеолитического населения Нижнего Приобья. Основой формирования новой культуры стали обитавшие в бассейне Северной Сосьвы носители т.н. северо-сосьвинского и чужьяельского типов. В самом начале бронзового века они начинали проникать в прилегающие районы Белогорского материка, ассимилируя различные по происхождению и численности группы местного населения. Крупнейшей инновацией периода формирования культуры стали сотовые мотивы в украшении глиняной посуды, предопределившие редкую и оригинальную линию развития сартыньинского орнамента. Отдельный сюжет рассматриваемой темы — происхождение сартыньинского культового комплекса. Он уникален и не имеет достаточно полных аналогов в известных на сегодняшний день материалах. Его истоки прослеживаются в поздненеолитической культуре, открытой на поселении Чэс-тый-яг, жителям которого уже были известны оба составных элемента комплекса — космологические композиции и ладьевидные сосуды.

Лит.: Косарев М. Ф. Первый период развитого бронзового века Западной Сибири // Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. — М., 1987.

Е. А. Васильев.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Васильев Евгений Алексеевич
Чернецов В. Н.
География
Топографические ориентиры/Белогорский материк
Топографические ориентиры/Западная Сибирь
Топографические ориентиры/Нижнее Приобье
Топографические ориентиры/Обь р.
Березовский р-н/Сартынья д.
Топографические ориентиры/Северная Сосьва р.
Предметный указатель
Малый Атлым-I
Шеркалы
Упоминается в статьях
Васильев Евгений Алексеевич
Культура археологическая
Малый Атлым-I
Сартыньинский погост (с рис. XIX в.)