Сартыньинская культура (бронзовый век), археологическая культура. Выделена Е. А. Васильевым, названа по группе поселений, расположенных близ поселка Сартынья (Березовский район, среднее течение Северной Сосьвы). Именно эти памятники, открытые и введенные в научный оборот В. Н. Чернецовым, на протяжении нескольких десятилетий являются визитной карточкой культуры бронзового века таежной зоны Западной Сибири. К настоящее время известно более 10 поселений С. к.: Салехард-I, Сартынья-I, II, Шеркалы-XIII, Малый Атлым-I и др. Их расположение с учетом территориального распространения окружающих археологических культур позволяет очертить ареал С. к. бассейна нижнего течения Оби. С. к. существовала в таежных лесах Нижнего Приобья длительное время и прошла 2 этапа: становления (XVIII—XVI вв. до н.э.) и расцвета (XV— XIII вв. до н.э.). Экономика сартыньинцев относится к присваивающему комплексному типу. В гончарстве в наибольшей степени нашли отражение и внутреннее единство сартыньинских памятников, и их культур. своеобразие. Вся керамика изготовлена вручную способом ленточного налепа. Она тонкостенна и хорошо обожжена. Боковая поверхность сосудов покрывалась орнаментом, выполненным преимущественно отпечатками различных зубчатых (гребенчатых) штампов. В быту использовалась посуда баночной формы с плоским или уплощенным дном. Чаще всего она украшалась геометрическими узорами: зигзагами и ромбами.
Особый колорит сартыньинской керамике придают сложные фигуры, составленные из шестиугольников — «сот». Уникальной особенностью керамического комплекса является наличие значительного числа ладьевидных сосудов. Семиотическая оппозиция и сравнительно-типологические параллели позволяют квалифицировать большую часть этих сосудов как культовые. Они связаны с оригинальной и удивительно устойчивой декоративной композицией, которая, вероятно, имела космологический характер и отражала специфическую концепцию мира. Эта специфика заключалась в предполагаемом двухчленном строении Вселенной и представлении о мировой реке как субстанции, их соединяющей. Элементы такой космологической системы сохраняются в качестве реликта в традиционном мировоззрении многих народов Сибири и неизменно квалифицируются как древние. Каменная индустрия С. к. достаточно устойчива, едина для всех памятников и не лишена своеобразия, которое проявляется как в наборе орудий, так и в способах их обработки. Типологически выделеннные орудия представлены топорами, теслами, ножами, наконечниками стрел, грузилами. К специфическим формам следует отнести длинные ножи из сланцевых плиток и округлые грузила с биконическими отверстиями.
Наиболее показательные особенности сартыньинской индустрии — абсолютное преобладание шлифованных орудий и обилие кварцитовых осколков. Последние аморфны и, скорее всего, использовались в качестве разовых инструментов. Из камня изготавливались и украшения. Типичны плоские полированные подвески подтреугольной и полуовальной формы с биконическими отверстиями для подвешивания. Наличие местной металлообработки подтверждают находки капель меди и бронзы, керамических сопел. Судя по результатам спектрального анализа, использовался металл из Волго-Камья и Южного Зауралья. Несмотря на малую интенсивность металлообработки, уровень ее был достаточно высок. Он определялся импортом качественного металла и сложной техникой литья орудий. Основанием для таких заключений служат находки кельта сейминского типа на южной границе сартыньинского ареала и керамических сопел, предполагающих плавку в специальных печах. Сартыньинское домостроительство может быть охарактеризовано в самых общих чертах.
Наряду с очень большими (145 кв.м) прямоугольными полуземлянками известны постройки площадью около 10 кв.м с различной глубиной котлована. Не исключено, что различные типы жилищ существовали только в определенные периоды С.к., но вероятна их зависимость и от характера поселений. Сартыньинцы были потомками энеолитического населения Нижнего Приобья. Основой формирования новой культуры стали обитавшие в бассейне Северной Сосьвы носители т.н. северо-сосьвинского и чужьяельского типов. В самом начале бронзового века они начинали проникать в прилегающие районы Белогорского материка, ассимилируя различные по происхождению и численности группы местного населения. Крупнейшей инновацией периода формирования культуры стали сотовые мотивы в украшении глиняной посуды, предопределившие редкую и оригинальную линию развития сартыньинского орнамента. Отдельный сюжет рассматриваемой темы — происхождение сартыньинского культового комплекса. Он уникален и не имеет достаточно полных аналогов в известных на сегодняшний день материалах. Его истоки прослеживаются в поздненеолитической культуре, открытой на поселении Чэс-тый-яг, жителям которого уже были известны оба составных элемента комплекса — космологические композиции и ладьевидные сосуды.
Лит.: Косарев М. Ф. Первый период развитого бронзового века Западной Сибири // Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. — М., 1987.
Е. А. Васильев.
|