Загробный мир (хант. — ил торум, манс. — йоли торум, йоли ма: нижний мир), в традиционном мировоззрении обских угров место, где продолжают существование умершие люди. Представления о З. м. у ханты и манси сочетают различные по времени формирования воззрения. Первоначально загробное существование умерших связывалось исключительно с кладбищем. Позже сформировались представления о едином подземном З. м., вход в который расположен в низовьях Оби на мысу Хаманёл. Этот вход охраняют мифические старик и старуха, решающие, допускать ли умершего в З. м. Обычно в мифологии З. м. отделяется от мира живых людей водной преградой (рекой или морем), которую покойник пересекает по тончайшему мосту из своих волос или прутиков. Правителем З. м. считается верховный злой дух: манс. — Куль отыр, хант. — Атым ики, Пыхт ики. О существовании умерших в З. м. имелись различные представления. По одному варианту, оно не отличается от земного, умершие живут там родственными посёлками и занимаются промыслами. По другому, жизнь в З. м. хуже земной: там сумрачно и сыро, мало рыбы и дичи. Часто З. м. представляется зеркальным отражением мира людей: ночью там день, днём — ночь, зимой — лето, всё сломанное становится целым, живое — мёртвым, и наоборот. С этим связан обычай порчи хозяйственного инвентаря, помещаемого с покойным в могилу. Продолжительность жизни умерших в царстве мёртвых оценивалась по-разному: она либо равнялась земной, либо была короче, после чего человек окончательно умирал. Северные ханты и манси считали, что люди, попавшие в З. м., живут от старости к молодости, повторяя в обратном направлении жизненный путь, достигают младенчества и возрождаются во внуках.
Лит.: Семейная обрядность народов Сибири (Опыт сравнительного изучения). — М., 1980; Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т 2. Мир реальный и потусторонний. — Томск, 1994.
А. П. Зенько.
|