Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Кладбище традиционное
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Кладбище традиционное

Кладбище традиционное, обычно находилось в лесу, на возвышенном красивом месте, на некотором расстоянии от селения, нередко вниз по реке. Манси иногда хоронили там, где случилась смерть. Есть также свидетельства середины XIX в. о том, что прежде манси хоронили умерших в жилище, покидая его после этого. Лозьвинские манси сперва хоронили человека в лесу, если смерть случилась далеко от селения, затем перевозили его на К. На К. первоначально хоронили только кровных родственников (род, генеалогическая группа). Позднее, с развитием территориально-соседских отношений, на К. стали хоронить всех жителей селения, но представителей одной фамилии — в отдельном ряду могил, в каждом из которых был свой поминальный костёр. На нём грели чай, варили уху, мясо (если приносили в жертву умершему его оленя или лошадь). Из поминального костра брали недогоревшее полено и перегораживали им дорогу с К., возвращаясь домой. Этот костёр использовали и во время поминок по умершему (через 40—50 дней, в годовщину смерти и т.д.). Человека, умершего вдали от родного селения, старались привезти и похоронить на родном К., иначе он мог «превратиться в опасный призрак». Если такой возможности не было, на К. в соответствующем ряду могил ставили кенотаф — надгробное сооружение над пустой могилой (без умершего), в которую клали его вещи. Около кенотафа проводили поминки. На некоторых К. отдельно хоронили детей (у восточных ханты — и в одной могиле со взрослыми). Раньше умерших насильственной или неестественной смертью (утопленников, замёрзших, самоубийц) хоронили либо на др. К. (недалеко от основного, но со своим входом), либо на окраине основного К. Шаманов хоронили так же, как и др. людей, но для их вещей в лесу ставили специальный амбар. Ориентировка могил первоначально была, очевидно, с севера на юг: покойник лежал обычно головой на север, где, по представлениям ханты, находился загробный мир. У манси — ногами на С., головой на Ю. Позднее (вероятно, под влиянием христианства) могилы стали ориентировать по линии В.-З. Вид современных К.: ряды могил, насыпанных из земли, с оградами и крестами, реже встречаются традиционные для XIX в. ряды могил с намогильными сооружениями. Однако в прошлом у обских угров были, по-видимому, др. (не подземные) способы захоронения: наземные и воздушные, в частности обычай первичного захоронения на помостах с вторичным закапыванием тела. Наземные захоронения известны у северных ханты и манси, западных манси, о них говорится в мансийском фольклоре. Если К. находилось у воды, к нему вёл один подъём с воды и тропа; если оно было в лесу, к нему через лес шла тропа. Уходя с К., её всегда перегораживали ветками, бревном, поленом из костра, делали крест из прутьев или палок, защищаясь таким образом от опасной души умершего, загораживая ей выход с кладбища.

Лит.: Бартенёв В. В. Погребальные обычаи обдорских остяков // Живая старина. 1895. Вып. 3. 4; Росляков И. П. Похоронные обряды остяков // Ежегодник Тобольского губ. музея. 1896. Вып 5.

З. П. Соколова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Предметный указатель
Загробный мир
Родство кровное
Кладбище. Ханты. Восточная группа. Из фондов Сургутского краеведческого музея
Кладбище. Ханты. Восточная группа. Из фондов Сургутского краеведческого музея
Кладбище. Ханты. Восточная группа. Из фондов Сургутского краеведческого музея
Кладбище. Ханты. Восточная группа. Из фондов Сургутского краеведческого музея
Кладбище. Ханты. Восточная группа. Из фондов Сургутского краеведческого музея