Легенда, поэтическое предание об исторических событиях. Жанр фольклора, популярный у манси и у ханты. К примеру, легенда о богатыре Пакв пoсы войкан отыр — «Светлый богатырь (как) ядро ореха». Он жил по р. Сыгва (Ляпин), был женат, у него родился сын. Наступило лето, жена мастерила узорчатые берестяные кузова, ставила перед мужем и просилась в низовья Сосьвы, на Обь: «Погляди, какая прекрасная посуда для заготовки пищи из обской рыбы». Муж отодвигал посуду в сторону со словами: «Вкусную пищу к зиме я припасу на своих родных просторах». Жена всё же настояла на своём. Вместе с женой и младенцем-сыном они отправились на Обь. Не доезжая до Оби, в низовьях Сосьвы, они по настоянию жены остановились на острове. Перед сном женщина хитростью заставила мужа снять кольчугу, затем зашила отверстие кольчуги, надрезала лук и стрелы мужа и повесила над шалашом сигнал для врагов. Те нагрянули неожиданно, обезоруженного богатыря утопили. Вырос сын, узнал о предательстве матери, убил её, вернулся на родину отца, стал выдающимся богатырём. Его назвали Хонт Торм ойка — «Господин эпохи войн». Потомки признали его духом-покровителем (святым). Убиенная мать превратилась в камень в образе женщины с косами по спине и до сих пор лежит на берегу реки, где была убита. Проезжающие люди на её каменный образ поглядывают с презрением.
Аналогичных Л., связанных с историей отдельных событий, у народов округа много.
Е. И. Ромбандеева.
|