Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Богатство в русской мифологической традиции
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Традиционная культура русских старожилов

Богатство в русской мифологической традиции

Богатство в русской мифологической традиции. В народных представлениях Б. окружено мифологическим ореолом, часто связано со сверхъестественной и нечистой силой. Приобретение Б. является распространенным мотивом повествовательной традиции (предания, легенды, былички), целью ряда ритуально-магических практик. Одно из основных мест локализации несметных Б. — подземный мир (фактически, «другой мир»); к этим представлениям восходят предания о кладах. В русской традиции Тобольского Севера предания о кладах часто приурочены к местам, связанным с представлениями о чуди («чудские могилы», «чудские городки» и т. д.); в южной части Тобольской губернии клады локализовывались на местах бывших татарских городков. Распространен в местной традиции тип преданий о «зачарованных» кладах, порождающий целый ряд быличек о гибели кладоискателей, так как клад обычно заложен «на чью-то голову», часто — «на двенадцать голов». Так, в с. Самарово в ХIХ в. бытовало предание о кладе на Городищенском мысе. Клад проявлял себя в виде горящей свечи или «белой девки на золотом коне». Призванный знахарь определил магическим способом «выкуп»: девичья или кошачья головы. Принеся в жертву кошку, самаровцы копают клад. Один из них, желая получить все Б., выходит работать ночью. «Белая девка на золотом коне» заваливает его землей. По народному мнению, «девка» — хранительница клада — после этого «осерчала», и клад больше не дастся в руки. В другом распространенном типе преданий человек, нашедший клад, избавляется от нужды, становится богатым. В Сургуте в конце ХIХ в. бытовал рассказ о промышленниках братьях Строгановых, породивший даже расхожую речевую формулу: «богаче Строгановых не будешь». Клад явился им в виде двух звездочек, которые катились по дороге и указали дорогу к сундуку с огромными Б. В ХХ в. предания о кладах часто повествуют о Б. местных купцов и вообще зажиточных людей, спрятанных во время событий революции, Гражданской войны, коллективизации (см.: Предания). В традиции Тобольского Севера также распространены предания (фактически — бытовые рассказы) о ценных находках на местах археологических памятников или святилищ. Мифологические представления о Б. воплотились в поверьях о «волшебных» предметах («неразменный рубль», «шапка-невидимка») и растениях («разрыв-трава», «папоротников цвет»), приводящих их обладателя к обогащению. «Неразменный рубль» всегда возвращается к своему обладателю, если у него осталась хоть копейка от этого рубля. Считалось, что узнать его среди других рублей легко: он «имеет трепетания», шевелится, как живой. Чтобы лишить «неразменный рубль» свойства неразменности, его надо проткнуть иголкой или насадить на проволоку (тогда он уже не вернется к хозяину). «Неразменный рубль», возвращаясь к хозяину, приносит с собой («вытягивает») и те деньги, с которыми вместе находился. Поэтому, если «неразменный рубль» был обнаружен, его не следовало класть к своим деньгам. По представлениям сургутских старожилов, любые деньги в кошелек надо складывать лицевой стороной наружу, а оборотной внутрь, чтобы они не «убегали». Существовало несколько способов добывания «неразменного рубля». Например, такой способ: взяв с собой совершенно черную кошку, перевязанную в праздник Крещения веревкой со множеством крестообразных узлов, надо было пойти на паперть во время Христовской заутрени. Когда священник, обойдя церковь, выйдет на паперть и трижды возгласит: «Христос воскрес!», три раза надо ответить: «У меня черная кошка есть». У явившегося «нечистого» надо выменять неразменный рубль на черную кошку (по представлениям крестьян, нечистая сила всегда стремиться заполучить черных кошек: обычно она старается их забрать сразу при появлении на свет). Пока «нечистый» будет возиться с узлами, необходимо как можно скорее уходить из церкви, при этом надо нести до самого дома зажженную пасхальную свечу так, чтобы она не погасла. Дома эту свечу надо поставить в передний угол под стол, запереть и окропить святой водой двери, иначе нечистый сможет вторгнуться и забрать рубль обратно. Согласно другому способу, обыкновенный рубль («депозитку») надо положить на каменку в черной бане во время чтения в церкви «Деяний апостолов». Затем, когда вокруг церкви пойдет крестный ход, этот рубль надо взять, обтереть им черную кошку и пойти с ним в церковь. Здесь надо встать на паперть, и когда, как и в предыдущем случае, священник возгласит «Христос воскрес!», то надо ответить три раза в рифму: «У меня неразменный рубль есть». В результате этого действия рубль должен был обязательно приобрести свойство «неразменности». «Шапку-невидимку», сулящую Б. по самому своему свойству, по народному мнению, можно было добыть следующим образом. Летом специальным образом заготавливалось сено: косилось совершенно новой косой («литовкой»), сгребалось новыми граблями, сносилось новыми носилками. В Крещение, во время водосвятия, нужно было одеться в совершенно новую одежду и зарыться в загороди в заготовленное сено. В ответ на просьбы «нечистого» выйти из сена (если выйти, то он тут же и «задавит» вилами), надо было требовать у него «шапку-невидимку». Кроме «шапки-невидимки», было и другое средство для сокрытия человека — кошачья косточка. Достав абсолютно черную кошку, надо было варить ее в полночь на Ивана Купала в котле в черной бане. Среди костей этой кошки, которые нужно было перебирать перед зеркалом, должна была найтись кость, которая сделает человека в зеркале невидимым. В традиции славянских верований считалось, что цветок папоротника, сорванный в ночь на Ивана Купала, приносит Б. По сургутским поверьям, обладатель такого цветка менял его на Б. у «нечистого». Тот, кто сумел добыть в ночь на Ивана Купала «папоротников цвет», в ту же ночь оставлял этот цветок в церкви под престолом, где он лежал до самого Крещения. В Крещение, когда все уходили на водосвятие, надо было с этим цветком идти на реку. Там у явившегося «нечистого» в обмен на цветок можно было требовать любого богатства. «Разрыв-трава», по традиционным представлениям, имела способность уничтожать преграды типа замков, запоров, засовов и т. п., давая тем самым доступ к чужому добру. Для того чтобы ее добыть, надо было найти гнездо дрозда в дупле дерева, заколотить его, а под деревом разложить простыню. Дрозд, чтобы проникнуть в гнездо, принесет откуда-то «разрыв-траву». Когда он приложит ее к затычке, она разлетится, а «разрыв-трава» упадет на простыню. Согласно другому способу, если при косьбе сломается коса, траву, о которую она сломалась, надо подобрать, нести на реку и бросить в воду. Та часть травы, которая всплывет и пойдет против течения, и будет «разрыв-травой». Кроме универсальных способов приобретения Б. существовали и специальные магические приемы в разных сферах жизнедеятельности. Так, в охотничьей обрядности и магии существовало множество ритуально-магических практик, обеспечивающих удачу на охоте. У сургутских старожилов бытовало поверье о том, как быть удачливым в карточной игре и никогда не проигрывать: для этого надо с копейкой в кошельке пойти в полночь на кладбище и у покойника, чье имя носишь, попросить «землицы на картежную игру». По народному мнению, если иметь при себе эту землю (в кошельке), никогда не проиграешь.

Лит.: Неклепаев И. Поверья и обычаи Сургутского края // Обряды, обычаи, поверья: Сборник статей. — Тюмень, 1997.

О. Р. Николаев.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Строгановы
География
Сургут г.
Исторические топонимы/Тобольская губерния
Топографические ориентиры/Тобольский Север
Предметный указатель
Быличка
Иван Купала
Легенда
Предания русские
Упоминается в статьях
Иван Купала
Пасха