Медведя культ, особое отношение к медведю, почитание его, комплекс обычаев и обрядов по отношению к нему. М. к. распространён в Евразии и Северной Америке. Суеверное, почтительное отношение к медведю выражается в уподоблении медведя человеку. Обские угры считали: медведь внешне похож на человека, особенно когда с него снята шкура; он может превратиться в человека, и наоборот; медведь может слышать и понимать человеческую речь, поэтому его называют подставными именами (манс.: нэ уй — женщина-зверь, ойка — мужчина, хант.: ики — мужчина, ими — женщина, а также «хозяин», «мужчина, одетый в шубу», «когтистый мужчина», «лесная женщина», «добрый могучий богатырь» и др.). Некоторые генеалогические группы носили имя медведя (пупи сыр — медвежьи люди). Медведя-тотема нельзя было убивать и есть его мясо (в начале XX в. об этом ещё помнили на Конде). Со временем эти запреты ослабли. Медведь из тотемного стал промысловым зверем, поэтому на него распространялись представления и обряды промыслового культа. Страх перед грозным хищником усиливал суеверное к нему отношение. М. к. у обских угров стал сложным, синкретичным. М. к. появляется в целом ряде действий по отношению к медведю: 1. Почтительное отношение к живому медведю: подставные имена, иносказательная речь, поднимание из берлоги, разговор с ним при случайной встрече. 2. Охота на медведя с выслеживанием (поиск берлоги), извинения при убиении его. 3. Свежевание медведя, снятие шкуры как шубы (имитация шубы — наложение на шкуру палочек-пуговиц). 4. Доставка туши и шкуры в селение, отведение от себя вины (воронье карканье), очищение водой или снегом охотников и встречающих медведя. 5. Внесение шкуры с головой в дом, укладывание на почётном месте — встреча медведя как гостя. 6. Одевание и украшение медведя (платок на голову, кольца на пальцы и др.), угощение его (перед ним ставят еду, вино, фигурки оленей из теста). 7. Исполнение священных «медвежьих песен». 8. Сцены охоты, танцы зверей и птиц, мужские и женские танцы, интермедии, кукольный театр. 9. Исполнение этих обрядов и развлекательных действий в течение 4—5 ночей — Медвежий праздник. 10. Варка мяса медведя в особом котле мужчинами в специально отведённом месте. 11. Ритуальное поедание медвежьего мяса в последнюю ночь, обряды, связанные с уходом души медведя к верховному духу. 12. Вынесение шкуры из дома, разделка головы, варка её и поедание. Захоронение костей, хранение черепа, шкуры. Медвежью шкуру раньше никогда не выделывали и не продавали. Её, как и череп, хранили в священном амбаре, в переднем углу дома, на чердаке. У ханты и манси был обычай приносить клятву на шкуре, голове или лапах медведя. Нарушить эту клятву — самое страшное клятвопреступление. С медведем у ханты и манси связан богатый фольклор («медвежий фольклор»).
Лит.: Харузин Н. Н. «Медвежья присяга» и тотемические основы культа медведя у остяков и вогулов // Этнографическое обозрение. Кн. 38, № 4. — СПб., 1898.
З. П. Соколова.
|