Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Медвежий праздник
1 2 3
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Медвежий праздник

Медвежий праздник («медвежья пляска», «медвежьи игры»), ритуальный цикл в честь медведя у ханты и манси. М.п. — часть культа медведя, проводится в честь медведя (периодический праздник) или после удачной охоты на него (спорадический праздник).

В далёком прошлом, когда убивать медведя было нельзя, проводились только периодические праздники. Они устраивались зимой в течение 7 лет подряд с семилетним последующим перерывом, начинались в декабре, с периода зимнего солнцестояния, и заканчивались в марте, в период весеннего равноденствия. М. п. проходил в центре фратрии Пор — деревня Вежакары на Нижней Оби. Медведя на празднике представляла его шкура, которая обычно хранилась в священном амбаре. Первая часть праздника включала песни и сказания о медведе, танцы предков генеалогических или родовых групп. Исполнялись специальные «медвежьи песни». Затем следовали «призывные песни», «птичьи танцы», во время которых вызывались как общие божества, так и предки генеалогических групп, а также танцы с саблями или мечами. Эта часть праздника была священной. Исполнителями танцев, песен и интермедий были переодетые мужчины, в т.ч. и в женских ролях. В последнюю ночь М. п. разыгрывались священные представления, изображались главные духи — «Большой дух», Калтащ эква, Отыр, Мир суснэ хум, исполнялись посвящённые им танцы. Традиционные пляски и интермедии изображали сцены противоборства медведя и журавля. Танцы и песни исполнялись под аккомпанемент пятиструнного музыкального инструмента санквалтап. На празднике исполнялись пантомимы эротического свойства, песни и танцы нескромного содержания. Кульминация М. п. — представление с куклами. Это были куклы из тряпок, укреплённые на ногах артиста, лежащего на спине, или деревянные фигурки, управляемые руками музыканта, играющего на санквылтапе. Кукольный спектакль нёс большую сакральную нагрузку и заканчивался гибелью куклы, воспринимавшейся как искупительная жертва за смерть медведя. За этой жертвой приходили 7 духов-мэнквов (духи фратрии Пор), они уносили её в тайное святилище и сжигали. Затем наступал переход к ритуальной трапезе.

Спорадические М. п. ханты и манси в ХХ в. длился 5 ночей, если был убит медведь, и 4 ночи, если это была медведица. Он являлся как бы сокращенным вариантом периодического праздника. Праздник проводили в доме охотника перед шкурой медведя с головой, уложенной в традиционной «жертвенной» позе (голова — на вытянутых лапах), зафиксированной ещё в бронзовых украшениях I тыс. до н.э. Голову медведицы покрывали платком, на глаза клали кружки из бересты или монеты (как покойнику), лапы украшали кольцами, ленточками. Перед медведем ставили угощение, вино, фигурки из теста, изображавшие оленей (раньше в этом случае приносили в жертву оленей и лошадей), для окуривания — дымящуюся чагу. Все, кто приходил на праздник, кланялись медведю, целовали его лапу (женщины — через платок). Затем исполняли «медвежьи песни», мужские и женские танцы, интермедии (тулыглап). Важное место занимали обряды «отречения»: охотники обращались к медведю и говорили, что они не виноваты в его смерти. Женщины танцевали, закрыв лица и руки платками. Назидательно-сатирический характер носили интермедии, изображавшие хвастунов, трусов, воров, лентяев, нерях. Объектом интермедии мог стать каждый, обижаться на актёров было не принято. Мясо медведя ели в последнюю ночь руками или специальными палочками (металлические предметы использовать было нельзя), кости разделяли по суставам (рубить, резать их было нельзя). Мужчины ели от передней части туши, женщины — от задней. Голову, лапы и сердце мужчины варили позднее в лесу и ели отдельно. Кости медведя хоронили в лесу, озере, череп вешали на высокий пень или прятали в священном сундуке завёрнутым в платок, шкуру также хранили в священном месте. Отводя от себя вину за поедание мяса, каркали по-вороньи, очищались водой, огнём.

Лит.:Чернецов В. Н. Периодические обряды и церемонии у обских угров, связанные с медведем. // Congressus Secundus Internationalis Fenno-Ugristarum. — Helsinki 23.28.UIII. 1965. Pars II; Tschernjetzow V.N. Bдrenfest bei den Ob-Ugriern. // Acta Ethnographica, T.23 (2-4). — Budapest, 1974.

З. П. Соколова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Октябрьский р-н/Вежакары п.
Топографические ориентиры/Нижняя Обь р.
Предметный указатель
Калтащ (калтась)
Медведя культ
Пор
Упоминается в статьях
А. Каннисто. О МЕДВЕЖЬИХ ОБРЯДАХ ВОГУЛОВ
А.В. Бауло, Н.В. Федорова. Фигура духа-покровителя казымских хантов
А.В. Бауло. Арлекин, остяцкий идол
А.В. Бауло. «Мундир» остяцкого божества
В гостях у Когтистого старика
Верования традиционные (ханты)
Вороний праздник
Гадание
Гемуев И. Н. Народ манси: воплощение мифа (электронный вариант книги)
Голова медведя-самца (из коллекции "Атрибуты медвежьего праздника")
Грамматика хантыйского языка
Е. В. Перевалова. "Русские" в представлениях Обских угров и лесных ненцев
Ем вож ики
Жанры мансийского фольклора
Жанры обско-угорского фольклора
Голова медведя (ханты)
Голова медведя перед игрищем
Общий вид игрища
Ритуальный танец
Танец женщины на медвежьем празднике
1 2 3