Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Мифоним
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Мифоним

Мифоним (др.-гр. mifos — предание, сказка; onim — имя, название), имя любой сферы ономастического пространства в мифах, сказках, преданиях. Различают следующие разряды М.: мифоантропоним — (собственное имя человека, существа в фольклоре: царь Горох, Василиса Прекрасная), мифоперсоним — (собственное имя в мифе, былине: Прометей, Илья Муромец), мифотопонимы — (собственное имя географического объекта: Буян-остров, Лукоморье), мифозооним — (имя собственное очеловеченного животного: Жар-птица, Царевна-лягушка).

Мифы обских угров сформировались в незапамятные времена и отразили представления предков манси и ханты о происхождении мира, божеств, легендарных героях, тотемных животных, одухотворённых силах природы и др. Антропоморфизированные существа обских угров наделены бытовыми личными именами (Ивыр, Мыколка, Сантыр, Татья), теонимами (Калтась, Мир суснэ хум, Торум), зоонимами (птица Карс). Подобные онимы, наряду с персонифицированным признаком, содержат эмоционально-эстетическую оценку, которая раскрывается через смысловые ассоциации о личности персонажа его традиционными эпитетами. Так, в языке ханты и манси в отличие от христиан понятие «бог» (Торум, Торэм) — это нарицательное имя бога, Вселенной, неба, погоды и др., автономно не употребляется, его по-хантыйски называют Ун Торум (Великий Торум), Санки Торум (Светлый Торум), Сорни Торум (Золотой Торум), Йели санки (Добрый свет), Ун ики (Большой старик). Сравните: мансийский Вайкан Торум (Светлый Торум), Яныг Торум (Великий Торум), Нуми пос, Сорни пос (Верхний золотой свет). Среди современников образ Торума иногда отождествляется с образом христианского божества — Николаем Угодником. Среди верующих мифических персонажей выделяются хант. — Мых ими, Калтась анки, манс. — Калтась эква. Северные угры имя Калтась ассоциируют с духом женского рода, у восточных ханты это Пугос. Различные угорские фратрии почитают разных покровителей: на Югане — Кон ики (Господин мужчина), Ягун ики (Юганский мужчина), на Средней Оби — Ас ики (Обской мужчина), Вой ики (Звериный хозяин-старик), Лар ики (Озёрный старик), на Иртыше — Полум Торум (Пелымский Торум), на западных притоках Оби — Нёр ойка (Мужчина горы), Айас Тэрум, Айас Торум (Малой Оби Торум), Тахт котль Торум (Сосьвы Торум). Особое место в преданиях занимает Мир суснэ хум, его называют Орт лунк (Князь-дух), Орт ики (Князь-старик), Ворт (Господин), Кон ики (Царь-мужчина), Сорни орт (Золотой князь), Кантых кан (Хантыйский царь), Торум пах (Торума сын), Сорни хан (Золотой владыка).

Н. В. Залесова, Н. К. Фролов.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Топографические ориентиры/Иртыш р.
Топографические ориентиры/Обь р.
Топографические ориентиры/Средняя Обь р.
Топографические ориентиры/Юган р.
Предметный указатель
Калтащ (калтась)
Кон ики
Микола Торум