Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Калтащ (калтась)
1 2
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Калтащ (калтась)

Калтащ (калтась) (манс. калт — опора, подмога, -ась — суффикс, букв. — подмогу делающая женщина), дух-покровитель на небесах. В мифах о возникновении Земли первые её и мужа имена: Тунра сяхыл экваг ойкаг — «Жена и муж торфяного клочка», плавающего по Мировому океану. Птица Лулы со дна этого океана достала землю, прикрепила к домику жены и мужа, земля выросла, появился первый отросток дерева — кедра. Его корнем муж порезал палец, жена лизнула с раны кровь, у неё родился сын. Отец назвал его Тaрыг пeсь нималя сов (манс.) — «Нежная кожица с бедра журавля». Сын вырос, стал чудо-человеком. Мать К. даёт ему второе имя: Мир суснэ хум — «За народом смотрящий человек», «Народ защищающий человек», «Народ оберегающий человек». Назначает ему место на Земле. Мужу даёт имя Нуми Тoрум — «Верхнее божество». Она с Торумом отправилась в небеса, а сын находится ступенью ниже. К. могут называть Йолы торум сянь — «Мать земной жизни». Иногда информанты называют К. бабушкой Мир суснэ хума. Символический образ К.: пожилая женщина, седые волосы. Однако эта седина цвета весеннего зайца (туя совыр вотлан най). В связи с этим некоторые этнографы ошибочно называют К. зайчихой. На Медвежьем празднике духа-покровителя К. представлял плечистый мужчина небольшого роста в женском уборе. Платок нарядный, большой, им закрыто лицо. Когда К. приближается к женщинам, двигаясь по кругу (по движению Солнца), женщины целуют концы её платка. Бытовало представление, что Мань К. (манс. мaнь — маленькая) жила в деревне Калтась, побывала на Оби, оказывала помощь беременным женщинам до и после родов. Она была связующим звеном с небесной К.

Лит.: Чернецов В. Н. Фратриальное устройство обско-югорского общества // Сов. этнография, 1939; Соколова З. П. Ардви Сура Анахита иранцев и «Злата баба» финно-угроведов // Сов. археология, 1990, 3; Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. —Сургут, 1993; Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов. — Томск, 1995. Т. 2. 2.

Е. И. Ромбандеева.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
География
Топографические ориентиры/Обь р.
Предметный указатель
Медвежий праздник
Микола Торум
Упоминается в статьях
А.В. Бауло. Арлекин, остяцкий идол
А.В. Бауло. Иранские и среднеазиатские сосуды в обрядах обских угров
А.В. Бауло. «Мундир» остяцкого божества
А.В. Бауло. Новые материалы об использовании русских изделий в обрядах обских угров
Бауло А.В. Небесный всадник (жертвенные покрывала северных хантов)
Верования традиционные (манси)
Верования традиционные (ханты)
Вороний праздник
Гемуев И. Н. Народ манси: воплощение мифа (электронный вариант книги)
Духи
Женские культы обских угров
Жертвоприношение
И.Н. Гемуев. Мифологическая картина мира манси
Культы народов
Ляксыс
1 2