Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Наследование традиционное
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Наследование традиционное

Наследование традиционное, регулируемый социальными нормами переход отправления функций, статуса, собственности и т.п. от одного лица к другому. У обских угров Н. т. осуществлялось согласно нормам обычного права в пределах рода. У ханты и манси различалась семейная и личная собственность. Семейная собственность является объектом Н. т., к ней относились орудия промысла, транспортные средства, жилые и хозяйственные постройки, домашняя утварь, скот. Распоряжался семейной собственностью глава семьи (отец, старший из братьев), поэтому принадлежность промысловых орудий, скота и т.п. семье олицетворялась как собственность главы семьи. В Н. т. участвовали только мужчины — продолжатели рода и хранители имущества семьи. Женщины, как уходящие после замужества в другой род, правом Н. т. не обладали. Завещаний на имущество не существовало, Н. т. регулировалось обычаем. Наследниками отца как главы семьи считались его сыновья: после его смерти имущество делилось между сыновьями, которые жили вместе с ним, как женатыми, так и холостыми. Выделившиеся сыновья, ведущие самостоятельное хозяйство, в разделе имущества не участвовали. Мать-вдова переходила на попечение младшего сына. Право Н. т. определялось по нисходящей линии: ближайшими наследниками считались сыновья, братья, братья отца, затем шли племянники и двоюродные братья. Муж наследовал жене, но жена наследовала мужу только в том случае, если он умирал бездетным. У ханты и манси приоритет в Н. т. прав отца как главы семьи и управляющего хозяйством принадлежит младшему сыну. Это приоритет не столько в Н. т. имущества, сколько в Н. т. функций, в т.ч. и знака собственности — тамги, а также культово-ритуальных функций и предметов культа. Помимо Н. т. отцу, сыновья являются наследниками и в отношении друг другу как братья, при этом их право определялось принципом сохранения собственности в своём роде. За дочерьми признавалось лишь право на приданое. У манси незамужние дочери пользовались правами Н. т., хотя и получали меньшую долю имущества по сравнению с сыновьями. К личной собственности взрослого мужчины относилось то, что изготовлялось и использовалось им самим: одежда, обувь, индивидуальные орудия труда, личные вещи. Личную собственность замужней женщины составляли приданое, предметы личного обихода и подарки родителей. Личное имущество Н. т. не подлежало, за немногим исключением его после смерти помещали в могилу. Промысловые угодья (рыболовные и охотничьи) находились либо в общинной, либо в семейной собственности. Право владения общинными угодьями было по существу коллективным: никто из членов общины не мог выделять свою долю и распоряжаться ею по своему усмотрению. Семейная собственность на угодья основывалась на праве первого освоения и продолжительности фактического пользования. Промысловые территории («вотчина») передавалась по наследству. Н. т. на угодья осуществлялось между родственниками, имеющими право на совместное пользование ими.

Е. П. Мартынова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Предметный указатель
Тамга