Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Тамга
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Тамга

Тамга (др.-тюрк. tamga — клеймо, печать, tam — жечь, гореть), знак собственности в виде примитивных рисунков животных и человека, которыми отмечали всё, принадлежащее роду или сделанное членами рода. Использовался в качестве подписи неграмотного населения, единственный доказанный письменный источник, бытовавший среди народов Сибири (в т.ч. ханты и манси) в основном до христианизации. Самые древние Т. — родовые тотемные знаки у обских угров. Эти знаки за всех людей в волости ставили «лучшие люди» (старейшины, князцы, главы рода) в документах (ясачных книгах, челобитных и др.) вместо подписи. С распадом родо-племенных отношений, формированием семейно-родственных патронимий родовые Т. стали заменяться семейными. Напр., у знака «ель» появлялись новые веточки. По этому же принципу формировались и личные знаки собственности на оружии, утвари, а также метки на оленьих ушах. Они могли использоваться в охотничьих затёсах, в метках на рыболовных, охотничьих угодьях, оленьих пастбищах. Личная Т. использовалась в XIX в. как юридический знак в сделках, заключавшихся главами семей. У манси с начала тюркизации южной территории Западной Сибири появились Т. должностных лиц. С середины — конца XVIII в. они были приняты как официальные знаки сотников, десятников и старшин. Т. обских угров — важный исторический источник. Они очерчивают границы расселения родоплеменных и родственно-семейных групп, рассказывают о предках, показывают, как развивались социальные отношения в различных группах ханты и манси. Т. были наследственными, поэтому появление сходной Т. в другом районе могло свидетельствовать о миграциях населения. Тотем. Т. были не у всех: их не было у манси Верхотурского уезда, где в качестве Т. использовалось изображение лука, а также ели, соболя, встречались изображения креста, которое часто ставили татары. У манси и берёзовских ханты преобладали личные Т. Мансийские Т. более разнообразны, чем хантыйские (здесь родоплеменные отношения в большей части разрушились). У обских угров был обычай наносить на тело татуировку. Помимо сакральных знаков, имеющих магическое, охранительное значение, татуировались и Т. — документы XVII в. под Т. имели подпись: «... знамя ... на правой (левой) руке». Т. ханты и манси можно считать переходной формой от простейшего пиктографического (рисованного) письма к идеографическому (идеограмма на поздних ступенях развития письма означает не смысловое понятие, как в пиктограмме, а звуковой комплекс). У обских угров были широко распространены как ранние мнемонические (основанные на законах ассоциации), пиктографические формы письма (счётные бирки, охотничьи знаки, знаки собственности на жилище, орудиях труда и других предметах, сообщения о направлении, куда ушёл человек, Т., изображающие предметы или животных, птиц), так и идеограммы (сакральные символы-Т., сложные знаки типа «дятел», нерасшифрованные знаки-Т., охотничьи затёсы).

Лит.: Симченко Ю. Б. Тамги народов Сибири XVII века. — М., 1965.

З. П. Соколова.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Предметный указатель
Род
Упоминается в статьях
Наследование традиционное
Тамги