Огонь — живое антропоморфное существо в представлениях ханты и манси. У манси женщина «в красном платье» (мужчины не могли раздеваться перед О.). Ханты верили, что, если О. ранить острым предметом, на его месте появится раненая женщина, требующая человеческой жертвы. У казымских ханты горящий О. — тут тэт (огонь ест), ему надо было класть свежую еду. Разбирая головёшки в костре, говорили: «Береги глазки». Чужой человек не мог брать О. из печи, его должна была подать хозяйка. О. из чужого дома — пахат тут (чужой огонь). Если лесной пожар возникал от молнии (Торум тут — божий огонь), навстречу ему посылали домашний О. — направленный встречный пал. У иртышских, ваховских и тромъеганских ханты О. олицетворял злое божество Тарэн — богиню огня и войны. Они называют её «двуликой двойной Тарэн», «многоязыкой Тарэн», которая приносит несчастье, вселяясь в человека: он может сломать ногу, пораниться, попасть под падающее дерево, покончить самоубийством, сойти с ума. Она воспринимается как персонифицированный дух и как скрытая сила. Дух Тарэн даёт человеку изображение своего помощника — из сосны, завёрнутое в красную тряпку — «змея с огненной пастью». Дух живёт в красном лесу на берегу красного моря. Он — зачинщик драк, убийств, подстрекатель войн, вызывает кровопролития, кровотечения из носа. Ему приносят жертвы: красные платки, куски ткани или одежду красного цвета. У манси Тарэн — дух оспы. Северные манси считали, что О. им дал белый медведь. В сказках васюганских ханты О. — дочь небесного бога, сестра Солнца, бог послал их на землю светить и обогревать. Поэтому в О. запрещалось плевать, сгребать мусор, осквернять его.
З. П. Соколова.
|