Родство приобретённое, сложившиеся на основе культово-ритуальных и иных долговременных связей представления о родстве (единстве) различных по происхождению людей (социальных групп). У ханты выделяются две основные категории родства: рат и сир. Первая основывалась на реальном генеалогическом родстве небольших по численности групп (обычно одна фамилия), вторая представляла собой в большей степени идеологическую, чем генетическую, форму родственных связей. Гибкость родства-сир позволяла войти в состав рода инородным и иноэтнических групп Угорская «идеология родства» требовала непременного приобщения пришельцев к родовым устоям.
Известны несколько вариантов формирования «новых» родственных связей среди обских угров. Доминирование у некоторых групп ханты и манси локальной билинейной экзогамии способствовало появлению т.н. территориального, или «соседского», родства. Традиция обмена брачными партнёрами между соседственными родами привела к тому, что через несколько поколений члены родов становились свойственниками (свояками). На фоне новых брачных связей соседство и свойство переосознавалось как родство. Как правило, они составляли и сыр рут — один род. Новые члены рода и их потомки часто именовались апсием — «младшими братишками».
Р. п. обычно имело культово-ритуальную подоплёку; распространённое у обских угров родство духов могло символизировать не только генетически, но и относительно недавно возникшую (по браку, соседству) связь между родами. В состав рода могли войти и принятые в услужение к родовому духу члены другого рода и даже другого народа. В обязанности их входили хранение и уход за духом-лонхом, доставка его во время съездов на родовое капище, разведение огня, приготовление ритуальной трапезы и т.д.
Одним из вариантов Р. п. можно считать появление побочных ветвей рода по материнской линии (господствующей нормой у обских угров была патрилинейность). У ханты и манси внебрачные дети или дети родственников, взятые на воспитание, часто получали права родных детей, считались члены рода и нередко являются основателями новых подразделений рода. При выявлении происхождения фамильного состава рода-сир часто встречается сюжет возвращения женщины с ребёнком после смерти мужа в семью отца, после чего в составе отцовского рода выделяется новая ветвь. О таких родственных фамилиях говорят, что они «от одной бабки ведут родство». Примечателен феномен родства по ясаку. По свидетельству нижнеобских ханты, некоторые фамилии «природнились» к тому или иному роду вследствие совместной платы ясака. Например, Тобольчины, которых называли служилыми манси (левлаль), став старшинами Пельважского Городка, породнились с хантыйскими родами Куншолан ёх, Собты юхан ёх и Пальвошан ёх. Представители разлиных родов не упускали случая породниться (через свойство, культ, соседство и т.д.) с элитными родами (обдорскими князьями Тайшиными, служилыми ханты Кодских городков и др.). Варианты Р. п. (нового родства) чаще всего сочетались в различных комбинациях. Форма Р. п. служила главным механизмом приобщения друг к другу различных по происхождению мигрантов. Не исключено, что в разные исторические периоды главную роль играли отдельные варианты Р. п. (родство по лонху — в эпоху христианизации, родство по ясаку — в период упрочения административно-фискальной системы управления). Механизм нового родства сыграл интегрирующую роль в формировании обских угров как этнического сообщества.
Лит.: Головнёв А. В. Экзогамия в социальной истории народов Северо-Западной Сибири // Историография и источники изучения исторического опыта освоения Сибири. Вып. I. — Новосибирск, 1988.
Е. В. Перевалова.
|