Сир (сыр), род или родственное объединение, в основе которого лежат представления о единстве происхождения, общем культе и экзогамии. Понятие С. известно у северных и восточных ханты. Восточными ханты С. переводится как «доля», «часть», «один выводок». Примерно в том же значении сынские и шурышкарские ханты используют выражения и сыр рут (одна порода) или и пукы (одна стая). Людей одного рода северные ханты называют и сыр. Понятие С. имеет также значение «одинаковости» или «единства разных» и может трактоваться как «общность», «соединённость». Восточным (сургутским) ханты свойственна трёхродовая структура, включающая Мах С. (род Бобра), Нёв С. (род Лося) и Пупи С. (род Медведя); у северных ханты роды-С. носят название: Канась ёх (Княжеские люди), Выл посл ёх (Нижней протоки люди), Ай вош ёх (Городка люди), Лор вош ёх (Сорового городка люди), Нянь корт ёх (Хлебного селения люди) и др. Принято считать, что одним из признаков рода является происхождение его членов от одного предка. В северо-хантыйской традиции С. характеризуется как сообщество «разных», основанное не столько на реальном генеалогическом родстве, сколько на единстве культа и экзогамии. В числе «разных» членов С. нередко оказывались пришельцы, установившие связи с ядром С. на основе отношений свойства и близкого соседства (по принципу образования территориального или «нового» родства). Независимо от их реального происхождения, люди одного С. считаются кровными родственниками и называют друг друга «братьями» и «сёстрами». Принадлежность к С. имеет решающее значение при выборе брачного партнёра. Браки между членами фамилий, входящих в один С., запрещены традицией. До сих пор вступающих в брак представителей одного С. называют сырли — «безродные», «не признающие родства». В прошлом такой брак считался тяжким грехом, грозящим всему роду вымиранием, поскольку «дети от таких браков рождаются уродами». Силой, объединяющей группы, была религиозная функция С. Фамилии, входящие в одну социально-экзогамную группу, считаются у северных ханты и лонх ёх («людьми одного божества»). Они поклоняются одному духу и имеют общее святилище. Жертвенный огонь святилища ритуально объединяет членов С. в единое целое. Род Канась ёх на своём капище духа Сорни юх («Золотое дерево») разводил два костра. У костра, разожжённого для духа «Золотого дерева», рассаживались только члены рода Канась ёх. Приглашённые гости располагались у другого костра — «Огня, разведённого для Торума». Вера в общего духа-предка является идеологическим объяснением осознаваемого кровного родства членами С.
Лит.: Чернецов В. Н. К истории родового строя у обских угров // СЭ. 1947. №6—7.
Е. В. Перевалова.
|