Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Танцы традиционные
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Танцы традиционные

Танцы традиционные, зародились в религиозных обско-угорских ритуалах. По времени и характеру происхождения Т. т. Обских угров делятся исследователями на 5 типов: 1) танцы-пантомимы зверей, птиц и пр.; 2) танцы-пантомимы сверхъестественных существ; 3) коллективные мужские танцы с мечами; 4) подражательные мужские и женские танцы; 5) танцы, возникшие под влиянием русских.

Т. первого типа наиболее древние, они описаны В. Н. Чернецовым (танцы лося, филина, лисицы, журавля, тетерева).

Т.-пантомимы сверхъестественных существ (Мэнков, Двуликого существа, Горбатой женщины) более позднего происхождения, но по характеру близки первым.

Коллективные Т. с мечами, описанные В. Н. Шавровым и В. Н. Чернецовым, весьма оригинальны.

Подражательные мужские и женские Т. т. не связаны с предками генеалогических групп и фратрий, но нередко похожи на Т. зверей и птиц. Основная танцевальная позиция женщин состояла в подъёме на полупальцы и спуске на пятки. Движения исполняются в основном руками и корпусом, движения ног играют подчинённую роль. Доминируют повороты корпуса влево и вправо, повороты вокруг себя. Мужской Т. т. построен на небольших чётких и лёгких прыжках. Корпус, руки и голова принимали при этом разнообразные положения. Т. ханты и манси представляют собой особое хореографическое явление. М. Я. Жорницкая и З. П. Соколова пришли к выводу, что у обских угров сохранился наиболее древний тип танцевальной культуры. У большинства финно-угорских народов Евразии и народов Западной Сибири этот пласт, связанный с промысловым обрядом, давно исчез.

Т. т. ханты и манси живы до настоящего времени, существуя в первозданном виде. Изменился только смысл некоторых танцевальных движений. Чётко различаются женские и мужские танцевальные движения. Особенно это касается ритуальных Т., посвящённых духам-прародителям. В танцевальной атрибутике женского Т. обязательно присутствуют головной платок и рукавицы, которые скрывают волосы, лицо и руки женщины. У современных девочек платок во время Т. может быть накинут как на голову, так и на плечи. В мужском Т. присутствуют шапочка с ритуальным орнаментом (перед священным Т. она обязательно окуривается), колокольчики, стрелы, мечи и т.д.

В исполнительском мастерстве народной хореографии обских угров есть понятия пал як — высокий танец и лэл як — низкий танец (хант.). В первом случае предполагается Т. во весь рост, а во втором Т. исполняется во время приседания. И чем ниже танцует мужчина, тем выше его мастерство.

Наиболее распространённым Т. среди ханты и манси в современный период является женский Т. «Куринька», песенная мелодия которого в разных районах варьируется. Т. т. ханты и манси исполняют в быту, на фестивалях, во время «медвежьих игрищ». Их исполняют современные фольклорно-этнографические коллективы (ансамбль «Аран мощнэ» — «Поющая сказочница», руководитель З. Н. Лозямова; семейный ансамбль «Ешак най» — «Божественная», руководитель М. В. Волдина; мансийский фольклорный ансамбль «Эрупса» — «Любовь», руководитель А. М. Хромова и др.). В последние годы танцевальному искусству ханты и манси обучают в художественных кружках при клубных учреждениях округа. В Ханты-Мансийском педагогическом колледже ведётся предмет «Песенно-танцевальная культура обских угров» с обучением народному Т.

Лит.: Жорницкая М. Я., Соколова З. П. Традиционные корни и элементы синкретизма в хореографии обских угров// Финно-угорский музыкальный фольклор: Проблемы синкретизма. — Таллин, 1982.

М. А. Лапина.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Волдина М. В.
Лозямова З. Н.
Хромова Анфиса Михайловна
Чернецов В. Н.
Шавров В. Н.
География
Топографические ориентиры/Западная Сибирь
Предметный указатель
Духи
Орнамент
Платок
Танец традиционный женский (ханты)