Общий поиск
Наименование
Описание
Персона
 
 
 
География
 
 
 
Рубрика
 
 
 
Статьи / Духи
1 2
Рубрикатор / Традиционная культура/Энциклопедия "Югория"/Духовная культура обских угров

Духи

Духи, самая многочисленная категория из всех сверхъестественных существ (лунк — восточно-хантыйский; юнк — северо-хантыйский). Термин «дух» получил распространение как в научной литературе, так и в бытовом обращении с конца ХIХ в., благодаря широте и неопределённости, позволяющим охватить почти всю сферу явлений, находящихся за пределами физических возможностей человека. Термин «дух» потеснил понятия «бог», «болван», «кумир», «божок», «истукан», «дьявол», «хозяин», «чёрт», «шайтан», «сатана» и т.д. Замена терминов, однако, ещё больше усложнила возможность точного перевода сути происходящего с языка ханты и манси на любой другой. Термины «лунк», «юнк», «тонх» ханты применяют только по отношению к невидимым, бессмертным, непостоянным в своей форме существам, способным мгновенно менять своё местоположение в пространстве и, как правило, бесплотным. Что касается сверхъестественных существ — покровителя семьи, рода; хозяина и распределителя охотничьей добычи; распорядителя рыбы и хозяина реки; хозяина «нижнего и верхнего миров» — то в хантыйском традиционном мировоззрении это отнюдь не Д., а человекообразные существа, что находит отражение в названии: вонт ку (лесной человек — восточно-хантыйский); унт ху (лесной человек — северо-хантыйский). Приращения «лунг», «тонх», отражающие понятие «дух», являются довольно поздними образованиями.

Исследователи классификацию Д. осуществляют: по сфере обитания (небесный, подземный и средний миры); по видам деятельности, которым покровительствуют (охота, рыбная ловля); по внешнему виду (антропо- и зооморфного вида, а также с возможностями превращений); добрых и злокозненных. Наиболее приемлемой оказалась классификация К. Ф. Карьялайнена — по трём категориям: Д. «всеобщие», «местные», «семейно-родовые». К. Ф. Карьялайнен, реконструируя мировоззренческую систему ханты и манси, был поражён её громоздкостью и сложностью. Всеобщие Д. не привязаны к месту обитания: их присутствие ощущается повсюду. Ко всеобщим Д.-богам относятся Торум, Калтась (она же Анки пугос у восточных ханты) и дух болезней Кынь лунк. Среди всеобщих Д., стоящих рангом ниже, известен хозяин леса Унт тонх (требует жертв в начале и конце промысла), а также водяной. Хар-но, что водяного духа и водяного царя различают: водяной дух является всеобщим, а водяной царь — хозяин места (устья реки) и только там может принимать жертвы. Дух болезней — обитатель «нижнего мира», но в ночное время посещает людей; он имеет несметное количество посланников и сам может принимать их облик. Как и водяной, он иногда привязывался к определённому месту обитания: здесь ему приносили жертву в виде одежды из чёрной ткани и остроконечной чёрной шапки. По функциям близок к нему дух ранений Тарэн, который, вселяясь в человека, толкает его на самоубийство или нарушает координацию движений. Ему жертвовали куски ткани красного цвета. К категории «местных» относятся Д., имеющие силу на определённой территории или распространяющие власть на ту или иную социальную группу. Их основная обязанность — облегчить человеку жизненный путь ежедневным вниманием, обеспечить успехом в промыслах, оградить от болезней. Таких Д. очень много, в каждой местности действуют свои: одни охраняют оленьи стада, др. загоняют рыбу в расставленные ловушки, третьи посылают под выстрел зверя. Множество духов «узкоспециализированных». Так, дух юрт Пыргиных Парэх даёт удачу при выборе собак. Кроме того, он повреждает ноги добычи, чтобы её было легче догнать; жертвуют ему лыжи и деревянные изображения собак. Особенность религии угров в том, что местные Д. — это бывшие герои, основатели родов, получившие известность предки, богатыри, приведшие ханты в эти безлюдные места. В этих историях тесно переплелись реальные факты с вымышленными. Известны Д., покровители родов, селений, рек и т.д. Дух Лям ики (буквально: Лямина старик) — покровитель реки Лямин; Ягун ики (Югана старик) — покровитель юганских ханты; Казум ими — покровительница ханты Казыма. Ранее в местах предполагаемого обитания (кое-где и сейчас) стояли священные лабазы с приношениями-подарками этим покровителям. Местным Д. (в отличие от всеобщих) всегда делали изображения. Это простые столбы с грубо обозначенным антропо- или зооморфным изображением, известны также изображения из кости, металла; в отдельных случаях это личина на ткани из бисера. Ритуал запрещал придавать изображениям сходство с людьми или животными, поэтому они создают впечатление выполненных неумелой рукой.

Все местные Д. играли важную социальную роль: требуя периодических и эпизодических посещений, они объединяли удалённые друг от друга хантыйские роды и даже фратрии. Д. «личные» или «семейные»: от их силы и способностей зависит личное и семейное благополучие. Однако сила личных и семейных Д. невелика, поэтому в важных жизненных ситуациях следует искать поддержки у Д. рангом выше — местных или всеобщих. Раньше, а в отдельных домах и сейчас, изображение Кат лунк (буквально: домашний дух) имелось в каждой семье. Это небольшая антропоморфная фигурка из тряпок, шкурок или дерева. Как правило, при этих фигурках имелось множество изображений животных, насекомых из бересты, дерева, металла: это помощники домашних Д., которых он посылает в труднодоступные места. Помощники имеют собирательное название кор — «образ», «тело». Личные Д.-помощники имелись не во всех группах ханты и манси. На Васюгане изображения личного покровителя человека делал в среднем возрасте, когда ощущал первые признаки заболеваний. Личные и семейные покровители подвергались побоям, иногда их выбрасывали, сжигали, заменяли новыми, если они плохо помогали. Отношения с местными и всеобщими Д. строились (в отличие от домашних) далеко не на принципах паритета. Это даёт основание местных и всеобщих Д. относить к разряду божеств.

Лит.: Гондатти Н. Л. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири. М., 1888; Гемуев И. Н., Сагалаев А. М. Религия народа манси. Культовые места ХIХ — нач. ХХ в. — Новосибирск, 1986; Грачёва Г. Н. К методике изучения ранних представлений о человеке // СЭ, 1975, № 4; Зенько А. П. Представление о сверхъестественном мировоззрении обских угров. Новосибирск, 1997.

В. М. Кулемзин.
Источники
Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Страница источника
Персоны
Карьялайнен К. Ф.
Предметный указатель
Водяной (водяной дух)
Калтащ (калтась)
Микола Торум
Нижний мир
Пугос Анки
Тарэн
Упоминается в статьях
А.В. Бауло. Арлекин, остяцкий идол
А.В. Бауло. Иранские и среднеазиатские сосуды в обрядах обских угров
А.В. Бауло. «Мундир» остяцкого божества
А.В. Бауло. Новые материалы об использовании русских изделий в обрядах обских угров
Бауло А.В. Древний металл из святилищ обских угров (новые находки)
Бауло А.В. Изделия из свинца и олова в обрядовой практике северных групп обских угров
Верования традиционные (манси)
Женская половина дома
И.Н. Гемуев. Мифологическая картина мира манси
Культы народов
Мужская половина дома
Обряды периодические
Родильный обряд
Священные места
Сюжет в фольклоре обских угров
1 2