Ремёсла традиционные обских угров, название видов деятельности, связанных с производством в домашних условиях предметов бытового и производственного назначения.
Р. т. в общепринятом смысле для обско-угорского общества не были характерны: еще не сформировался слой ремесленников, для которых изготовление изделий стало бы профессиональным занятием. Вместе с тем предпосылки для возникновения Р. т. имелись: у ханты и манси было чрезвычайно развито домашнее производство предметов для собственных нужд (домашние ремёсла). Первая его ступень — формирование навыков обработки материалов местного происхождения: деревообработка, обработка шкур, прядение. Первоначально производство основывалось на естесвенном разделении труда, каждая семья осуществляла его самостоятельно.
Постепенно складывалась база для ремесленной специализации регионального характера. Например, в среде оленеводческого населения формировался слой людей, специализирующихся на обработке оленьих шкур и изготовлении из них одежды и обуви. Развитие ремесленного производства тормозилось необходимостью вести комплексное хозяйство, диктующее образ жизни, сезонными перемещениями населения, причём не только промысловиков. В таких условиях возможности производства вещей сверх необходимых в собственном быту были ограниченными.
В процессе исторического развития домашние Р. т. не только возникали, но и исчезали. Например, существовавшее в течение тысячелетий керамическое производство исчезло быстро, как считается, из-за появления привозной посуды. Широкое внедрение привозных товаров привело к исчезновению некоторых видов самодельной утвари обских угров, ткачества у южных групп. Полностью исчезло бронзолитейное производство. В процессе развития домашних ремёсел у обских угров наметились тенденции к возникновению следующих Р. т. (на начало XX в.): производство посуды, плотничество, скорняжное дело. Наличие семей, специализировавшихся на изготовлении тех или иных вещей, не устанавливается, хотя известно, что производственные навыки передавались от родителей к детям. Слова «мастер», «мастерица» прочно вошли в лексикон ханты и манси. Мастера делали вещи на заказ, но не являлись ремесленниками, поскольку это направление не стало для них основным. Они занимались теми же видами хозяйственной деятельности, что и остальные.
Социально-экономические и культурные преобразования XX в. остановили процесс превращения видов домашнего производства в настояшие Р. т. В связи с профессиональной переориентацией коренного населения уменьшилась потребность в традиционных вещах, связанных с хозяйственной деятельностью. Развитие торговли привело к тому, что традиционаая утварь, одежду вытеснили покупные. Однако необходимость в традиционных обско-угорских вещах возникла у пришлого населения, включённого в традиционные хозяйственные занятия. Эти вещи, главным образом средства передвижения, оказались наиболее приспособленными к местным условиям, в связи с чем мастера стали работать на широкий круг потребителей. Однако к концу XX в. предметы домашнего производства вытеснились из обихода коренного населения привозными. В связи с тем, что существовала потребность в изготовлении одежды и обуви из оленьего меха, функция их выпуска попала в сферу бытового обслуживания. Бригады или пошивочные цехи при КБО занимались производством меховых изделий. Предпринимались попытки наладить сувенирное производство на базе местных материалов и традиций. Т.о., формирование групп людей, профессионально занимающихся изготовлением вещей в рамках национальных традиций с последующей их реализацией на рынке, оказалось возможным в последней четверти XX в. Ещё одно новое направление — шитьё костюмов для ансамблей самодеятельности, музыкальных школ и т.п. Отдельные мастера по-прежнему выполняют заказы на изготовление лыж, мастерицы — на пошив одежды, изготовление берестяных коробок или меховых сумок.
Лит.: Сирелиус У. Т. Домашние ремёсла остяков и вогулов // ЕТГМ, 1906—1907, вып. 15, 16; Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Васюганско-ваховские ханты в конце XIX — начале XX в. — Томск, 1977.
Е. Г. Фёдорова.
|